На Год экологии пришелся юбилей самого экологически чистого вида городского транспорта: 6 ноября 1942 года в Куйбышеве было пущено троллейбусное движение. Первый маршрут соединял площадь Революции с железнодорожным вокзалом: там рабочие пересаживались на пригородный поезд и следовали на эвакуированные предприятия.
Накануне юбилейной даты сотрудники и ветераны Трамвайно- троллейбусного управления собрались во Дворце культуры железнодорожников. С праздником их поздравили председатель губернской думы Виктор Сазонов и руководитель городского департамента транспорта Юрий Тапилин. - Запуск троллейбусного движения в непростые военные годы стал вкладом ТТУ в развитие оборонной промышленности, - сказал Виктор Сазонов. - Два года назад мы отмечали столетие самарского трамвая, сейчас - 75-летие троллейбуса. Бесспорно, это настоящие вехи в истории нашего города. Высокопрофессиональный коллектив Трамвайно-троллейбусного управления решает важнейшие социально значимые задачи. У вашего предприятия богатое прошлое, активно развивающееся настоящее, большое будущее. - 75 лет - огромный срок. Столько событий произошло за этот период и в нашем городе, и в стране, - отметил Юрий Тапилин. - Все это время ежедневно, строго по расписанию, самарский троллейбус выходит на линии. Каждый сотрудник вносит в этот процесс свой вклад, делает все необходимое, чтобы обеспечить стабильность пассажирских перевозок. Лучшим сотрудникам предприятия - водителям, кондукторам, инженерам, диспетчерам и техническим работникам - вручили благодарственные письма от губернской думы и администрации города. - Я уже 24 года работаю в ТТУ. Таких «долгожителей» у нас немало, - рассказал мастер техобслуживания троллейбусного депо №2 Анатолий Абрамов. - За эти годы мы стали настоящей семьей, поддерживаем друг друга и молодых коллег. Радует, что предприятие развивается. Надеюсь, что с каждым годом у нас будет все больше современных машин.
Тяжелый физический труд
Александра Стрельцова ветераны ТТУ помнят как председателя профкома, более молодые - как директора музея предприятия. Свой профессиональный путь он начинал еще в 1958 году, после службы в Вооруженных силах.
- После армии я приехал в Куйбышев, где жил брат, в поисках работы, - рассказывает Александр Ефимович. - По радио услышал объявление о наборе на курсы водителей троллейбусов. 20 декабря 1958 года приступил к учебе, а в мае следующего года уже вышел в свой первый рейс на маршруте №4 «Площадь Революции - Улица Краснодонская».
Сначала Стрельцов работал в депо на Чкалова. В 1961 году, когда было построено второе депо на улице Физкультурной, молодого водителя перевели туда. Много лет Александр Ефимович водил седьмой троллейбус по Безымянке. В будни его пассажирами были преимущественно рабочие, утром спешившие на заводскую площадку в Юнгородок, а вечером домой, на Металлург. В выходные машина Стрельцова везла отдыхающих горожан на Поляну имени Фрунзе, где на месте нынешнего трамвайного кольца было троллейбусное.
- Управлять было непросто: про гидроусилители руля мы тогда и не слышали, - вспоминает Стрельцов. - Народу много, машина становится более грузной, а чуть спустили баллоны - поворачивать руль еще сложнее. Это был действительно тяжелый физический труд.
Потом появились троллейбусы ЗиУ-5, и стало попроще: руль с усилителем и обзор шире. На современные троллейбусы, курсирующие по улицам Самары, ветеран смотрит с восхищением - теплые, комфортные, просторные. Много лет назад условия и для водителей, и для пассажиров были жестче.
- Зимой кабина и салон не отапливались, печки появились только на ЗиУ, - говорит ветеран. - Поэтому водители одевались как можно теплее, в сто одежек, как капуста. Включишь реостат, от электричества немного погреешься. Вот так и ездишь восемь часов. Чтобы зеркала не замерзали, протирали их с солью.
В то время ТТУ испытывало сложности с запчастями. Самым неприятным было, когда спускало колесо. Баллонов не хватало, их постоянно латали.
- Тогда нам на выручку пришел аэропорт: заключили договор, и в ТТУ стали поступать баллоны от самолетов, - говорит Александр Ефимович. - Мы как могли их приспосабливали, подгоняли. Диски у нас, конечно, были не такие, как на самолетах, другого размера, поэтому мы резали резину как нужно. В 1972 году Стрельцова выбрали председателем профкома. До 1985 года он помогал коллегам решать трудовые и бытовые проблемы. Затем, заочно окончив московский техникум, стал инженером по ремонту троллейбусов.
- Дороги были плохие, часто ломались троллейбусные рамы, - говорит Стрельцов. - Перед выходом на линию мы вместе с начальником технического отдела проверяли каждый троллейбус.
Александр Ефимович проработал в ТТУ 52 года. Последние 12 лет, уже на пенсии, он был директором музея предприятия. Стрельцов уверен: музей управления - не просто собрание исторических экспонатов, а душа предприятия, центр притяжения ветеранов, сотрудников. Наиболее ценными экспонатами ветеран считает модели машин, которые работали в Куйбышеве и Самаре все эти 75 лет, в том числе самые первые: ЯТБ, МТБ, ЗиУ-5 и ЗиУ-9.
Сначала машины были деревянные
Иван Ильин родился в 1927 году. 12 ноября 1944 года он отметил 17-летие, а через две недели был призван в армию. Краткое обучение на связиста в Сердобске, под Пензой, а потом - Монголия и Северный Китай.
- Через горы Малый и Большой Хинган мы дошли до Порт-Артура, - вспоминает Иван Алексеевич. - Условия были тяжелые: жара, не хватало воды. Помню первый бой, в Маньчжурии. Мы расположились на железнодорожной станции, а японцы стреляли с окрестных сопок. Я должен был провести линию связи между батареями. Задачу выполнил.
В армии Ильин прослужил семь лет: стал старшим сержантом, помощником командира взвода. В 1951 году вернулся в родной поселок Тимашево. В колхозе ему предложили работу учетчика, но молодого человека тянуло в город.
- В Куйбышеве у меня жили родственники, к ним и подался, - рассказывает фронтовик. - Узнал, что набирают людей на курсы водителей троллейбуса. Подумал, что интересно будет попробовать. Вот так с 17 сентября 1951 года моя жизнь оказалась связана с Трамвайно-троллейбусным управлением.
Один из старейших сотрудников ТТУ вспоминает, что в 50-х годах депо на Чкалова только строилось. На его месте стояла будка, где проходили техосмотр машины, а сама станция находилась на железнодорожном вокзале. Начинающий водитель третьего класса Ильин работал на единственном тогда маршруте №1, соединявшем вокзал с площадью Революции.
- Сначала в эксплуатации были практически деревянные машины ЯТБ: одна такая потом стояла довольно долго в депо на Чкалова, в ней сидел диспетчер, - говорит Ильин. - Потом нам из Москвы прислали 10 троллейбусов МТБ. Они уже казались очень комфортными, там даже были мягкие сиденья. На таком я и начинал.
Водителем Ильин проработал 20 лет. С первого маршрута пересел на второй: возил пассажиров с площади Революции до Фабрики-кухни. Со временем сеть разрасталась. В 1971 году уже опытный водитель был назначен начальником маршрута №6, соединявшего центр города и поселок 116-й километр. Вскоре ему вместе с коллегами пришлось пройти через непростое испытание.
Вечером 15 мая 1971 года сухогруз «Волго-Дон-12» обрушил одну из опор моста, расположенного в створе улицы Главной. Троллейбус №6 с пассажирами в момент происшествия двигался по мосту. Он как раз подъезжал к середине пролета, когда плита стала падать. Быстрая реакция водителя троллейбуса Александра Раппопорта спасла немало человеческих жизней: машина замерла практически у обрыва. Люди отделалась синяками.
- Мост был закрыт на ремонт почти на год, автомобили передвигались по понтонному мосту, - говорит Ильин. - А как быть с троллейбусами, которые тогда были единственным видом общественного транспорта, ходившим на «стошку»? Нашли выход. До проводов троллейбусы доставляли буксиром по тому же понтонному мосту. Электротранспорт работал все то время, пока шли ремонтные работы.
Потом Ильин трудился начальником цеха эксплуатации, довольно долго работал наставником, передавая знания и опыт молодежи.
- ТТУ я благодарен не только за годы интересной работы,- завершает свой рассказ ветеран. - Здесь я нашел свою вторую половину. Супруга работала кондуктором. Мы прожили вместе 41 год.