Начало 70-х было буквально озарено светом «Зорь». Народ зачитывался вышедшей в 1969 году в журнале «Юность» повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Через два года читатели уже ломились на знаменитый спектакль «Таганки». А 45 лет назад на экраны вышел двухсерийный фильм Станислава Ростоцкого, который в первый же год посмотрели 66 млн – каждый четвертый житель СССР, если считать грудных младенцев. Несмотря на последующие экранизации, этой, в основном черно-белой, картине зритель отдает безусловную пальму первенства и вообще считает ее одним из лучших фильмов о войне.
От героев былых времен
В те годы о войне снимали часто, и снимали великолепно. Фильм о пяти погибших девчонках и их грубоватом, но таком душевном старшине сумел выделиться и из этого созвездия. Вероятно, потому, что ему отдали свои воспоминания, душу, опыт бывшие фронтовики, начиная с автора сценария, писателя Бориса Васильева.
Он умел написать о войне особенно. Его герои никогда не были идеальными. Васильев как бы говорил молодому читателю: смотри, на фронт уходили такие же, как ты, – сбегавшие с уроков, дравшиеся, невпопад влюблявшиеся. Но что-то в них оказалось такое, а значит, есть и в тебе.
Фронт прошел и режиссер фильма Станислав Ростоцкий. Повесть Васильева заинтересовала Станислава Иосифовича именно потому, что ему хотелось снять кино о женщине на войне. Его самого вынесла на руках из боя медсестра Аня Чегунова, которая потом стала Бекетовой. Ростоцкий разыскал спасительницу, которая, как оказалось, дошла до Берлина, потом вышла замуж и родила прекрасных детей. Но к тому моменту, когда съемки завершились, Анна уже была слепа и угасала от рака мозга. Режиссер привел ее в студийный просмотровый зал и всю картину подробно пересказывал происходящее на экране.
Воевали главный оператор Вячеслав Шумский, главный художник Сергей Серебренников, гример Алексей Смирнов, ассистент художника по костюмам Валентина Галкина, директор картины Григорий Рималис. Они просто физически не могли допустить на экране неправды.
Старшина Васков – Андрей Мартынов
Трудной задачей был поиск актеров – таких, чтобы им поверили. Ростоцкий задумывал: пусть старшину сыграет кто-то известный, а девчонок, наоборот, дебютантки. На роль старшины Васкова он выбрал Вячеслава Тихонова, а Борис Васильев считал, что лучше всех справится фронтовик Георгий Юматов. Но случилось так, что поиск «Васкова» продолжился. 26-летнего актера ассистентка видела на дипломном спектакле.
Андрей Леонидович родился в Иванове, с детства бредил театром. А его герой мало того, что был на шесть лет старше, так еще и из деревни, имел «коридорное образование», слова ронял – как рублем одаривал.
Первые пробы были очень неудачными, но, видимо, Ростоцкого очень привлекал типаж актера и его упорство. В конце концов Мартынов сыграл Васкова, да так, что зритель безоговорочно полюбил этого нелепого старшину вслед за его экранными бойцами. Мартынов великолепно провел и заключительные сцены фильма, где он, уже седой, однорукий, вместе с приемным сыном устанавливает скромное надгробие в честь своих девчат.
У актера была еще одна звездная роль – в телесериале «Вечный зов». Мартынов успешно работал в кино и в театре. Он озвучил более 120 иностранных картин, в том числе «Крестный отец» и «Список Шиндлера».
Жизнь преподнесла ему своеобразный сюрприз: его женой стала гражданка Германии, с которой он познакомился на фестивале. Франциска Тун отлично говорила по-русски. У супругов родился сын Саша. Но Андрей не хотел жить в Германии, хотя на родине коллеги его буквально заклевали за брак с иностранкой. А Франциска не желала переезжать в СССР. Их союз в конце концов распался.
Рита Осянина – Ирина Шевчук
Рита – единственная из героинь, которая побывала замужем и стала вдовой в первые же дни войны. В тылу у нее вместе с матерью остался маленький ребенок, его потом усыновляет Васков.
Мучительную личную драму своей героини Шевчук помог сыграть ее сложный роман с набиравшим тогда популярность актером Талгатом Нигматулиным («Пираты XX века»). А вот счастье материнства Ирине выпало испытать много лет спустя. В 1981 году она родила дочь, известную актрису Александру Афанасьеву-Шевчук (отец девушки – композитор Александр Афанасьев).
Ирина Борисовна успешно сочетает актерскую и общественную карьеру. В 2016 году она снялась в фильме «Украденное счастье». Одновременно Шевчук является вице-президентом одного из крупнейших кинофестивалей России «Киношок».
Женька Комелькова – Ольга Остроумова
К моменту съемок «Зорь» Ольга у того же Ростоцкого сыграла запомнившуюся роль в «Доживем до понедельника». Женька Комелькова – яркая, дерзкая и героическая – была ее мечтой.
В фильме Остроумовой, дедушка которой был священником, пришлось сыграть совершенно непривычную для СССР «обнаженку». По сценарию девушки-зенитчицы мылись в бане. Режиссеру было важно показать красивые женские тела, предназначенные для любви и материнства, а не для попадания пуль.
Ольга Михайловна и по сию пору считается одной из красивейших российских актрис. Несмотря на чрезвычайно женственную внешность, Остроумова обладает твердым характером. Она не побоялась развестись со вторым мужем, главным режиссером театра «Эрмитаж» Михаилом Левитиным, хотя в браке у них родилось двое детей. Сейчас уже актриса трижды бабушка.
В 1996 году Ольга Михайловна вышла замуж за актера Валентина Гафта. Два столь ярких творческих человека сумели ужиться, хотя Гафт – звезда «Современника», а Остроумова работает в Театре им. Моссовета. Ольга Михайловна рассказывала, что в любое время готова слушать стихи Валентина Иосифовича, которые он пишет так же талантливо, как и играет в кино и на сцене.
Лиза Бричкина – Елена Драпеко
Лене, конечно же, очень хотелось сыграть Женьку Комелькову. Но в ней, худенькой девушке, родившейся в Казахстане, учившейся в Ленинграде, режиссер «увидел» полнокровную красавицу Лизу, выросшую на глухой лесной заимке и втайне влюбленную в старшину. К тому же Станислав Иосифович решил, что Бричкина должна быть не брянской, а вологодской девушкой. Елена Драпеко так научилась «окать», что долго не могла избавиться от характерного говора.
Одними из самых трудных для молодой актрисы были сцены, когда ее героиня тонет в болоте. Всё снималось в натуральных условиях, на Лену-Лизу надевали гидрокостюм. Ей приходилось нырять в грязную жижу. Она должна была умирать, а вокруг все смеялись тому, как выглядела «болотная кикимора». Да еще ей всё время восстанавливали наклеенные веснушки…
Несгибаемый характер Елены Григорьевны проявился в том, что она стала не только очень известной актрисой, которая снимается до сих пор, но и общественным деятелем. Драпеко – депутат Госдумы, кандидат социологических наук.
Политическая деятельность не всегда способствовала личной жизни. Но у Елены Григорьевны есть дочь Анастасия Белова, успешный продюсер, и внучка Варенька.
Соня Гурвич – Ирина Долганова
Ирина Валерьевна и в жизни была такая же скромная, как ее героиня, самая тихая и «книжная» среди пятерых бойцов. Ирина прибыла на пробы из Саратова. Она настолько не верила в себя, что даже не оставила адреса. Ее еле-еле разыскали и тут же отправили играть сцены на катке с тогда еще начинающим Игорем Костолевским, иначе пришлось бы дожидаться следующей зимы.
Ростоцкий заставлял Ирину, как положено по сценарию, носить сапоги на два размера больше, что причиняло девушке настоящее мучение. А от сцены, когда ее Соня погибает от удара немецким ножом и ее находят подруги, Ирина Шевчук и Ольга Остроумова пришли в неподдельный ужас: настолько неживым выглядело лицо Долгановой.
Несмотря на «скромную» роль, Ирина получила предложение остаться в Москве, на киностудии им. Горького. Но решила, что для актрисы важнее театр. Вот уже много лет она играет в Нижегородском ТЮЗе. У Ирины Валерьевны муж – бизнесмен и сын – врач. В своем городе Долганова хорошо известна не только как актриса, но и как защитница бездомных животных.
Галя Четвертак – Екатерина Маркова
У Марковой реалии детства и юности резко отличались от тех, что выпали детдомовке Галке Четвертак, которой даже фамилию придумали за малый рост. Екатерина выросла в семье известного советского писателя Георгия Маркова. Девушкой она была очень целеустремленной: специально пошла учиться в вечернюю школу рабочей молодежи, так как хотела окончить студию при московском Театре им. Станиславского.
Но что, безусловно, роднило Катю и Галку – это богатое воображение. Галка придумывала себе всё: родителей, жениха и счастливое будущее, которому не дала сбыться немецкая пуля. А Маркова стала писательницей, не оставляя при этом работы в одном из лучших театров страны – «Современнике».
Несколько повестей Екатерины Георгиевны успешно экранизированы.
Маркова много лет прожила в счастливом союзе с великолепным актером Георгием Тараторкиным, который недавно ушел из жизни. У супругов выросли двое детей. Сын Филипп по образованию историк, сейчас он принял сан священника. А дочку Анну Тараторкину зритель хорошо знает по фильмам, сериалам и ролям в РАМТе.