Час пешком. Московское шоссе — как много в этой магистрали

11.11.2017 12:38 0

Час пешком. Московское шоссе — как много в этой магистрали

Мы продолжаем проект «Час пешком». Каждую субботу публикуем небольшие очерки о туристических маршрутах нашего города. Путешествие по ним не займет много времени и не потребует специальной подготовки. Это не экскурсии, скорее познавательные прогулки, которые, быть может, откроют вам что-то новое в истории родного города.
Длина маршрута — 3,6 километра. Время гуляния 50 минут. 1 Территория завода 4 ГПЗ 2 Черная башня 3 Проходная завода. Остановка “Сердца”. Казарма. 4 Рынок "Караван" 5 Бывший хлебзавод № 9 6 Кольцо Луначарского 7 Старые корпуса Клинической больницы 8 Новый бульвар 9 Жд станция Линдов городок 10 Объединенный университет — авиационный институт
Час пешком. Московское шоссе — как много в этой магистрали
Какая улица в Самаре самая известная? Московское шоссе. Она же — самая финансовоемкая. Сложно даже представить, сколько было потрачено денег на «Москву» за последние 25 лет. До недавнего времени деньги тратились в подавляющей части на то, чтобы удобно и хорошо было автолюбителям. Но за последние несколько лет окрестности шоссе заметно благоустроили, поэтому рискнем прогуляться. Взглянуть воочию на то, что обычно видим, как герой советской комедии, «из окна персонального автомобиля». Пешеходы видят совсем другое и видят много больше. ГПЗ Иногда видят то, чего уже нет. В самом начале, где Московское шоссе отделяется от улицы Мичурина, когда-то была граница двух миров — города и завода. Предприятие чувствовало себя очень вольготно, разбрасывая свои цеха далеко за пределы бетонного забора. 4-й ГПЗ. Крупнейший подшипниковый завод, прекративший свое существование у нас на глазах. В его цехах когда-то производилось до 40 процентов советских подшипников. Подшипники мы теперь покупаем в Китае, а вместо цехов где — пустыри, а где — башни новой высокотехнологичной Самары. IT-гиганты в башнях На территории бывшего завода все-таки выросла новая экономика. В башне, которая выделяется среди самарских высоток качественным проектом, сейчас сидят местные IT-компании, создающие новую, цифровую Россию. Например, баннер в одном из окон принадлежит компании, которая контролирует российский и индийский (!) секторы свадебного интернета. Смешно звучит? Напрасно смеетесь. Это бизнес, имеющий многомиллионные долларовые обороты и созданный с начала и до конца самарскими парнями. В башне немало таких, не очень известных, но влиятельных молодых деятелей. Линдов городок Стеклянно-бетонный сити заканчивается, и мы оказываемся у бывшей проходной 4-го ГПЗ. Когда-то через нее каждый день шли тысячи людей. Подшипники размером от микрона до нескольких метров — все это создавалось здесь, на заводе, который просто исчез. Но и завод появился не на пустом месте. До 1941 года здесь жил своей жизнью Линдов городок. Несколько казарм, еще оставшихся с той поры и долго служивших цехами, сейчас стоят рядом с проходной. Архитектура с элементами «фортификационного» декора разбросана по улице Мичурина, несколько казарм еще стоят на территории завода. Линдов городок возник в самом конце XIX века, когда за городом разместили артиллерийский полк и начали строить для него казармы, арсеналы, пакгаузы, дома для офицеров — все в едином стиле. К сожалению, новый собственник территории снес несколько зданий, хотя они и являлись памятниками архитектуры. Сердце Недалеко от казармы стоит достопримечательность новая — остановка в виде сердца, выполненная по проекту Дмитрия Храмова. Это прекрасный арт-объект, в котором должна была работать мультимедийная панель. Но в итоге — после конкурса, шумихи и постройки самого объекта (даже до этой стадии у нас редко доходит!) — остановка стоит забытая и пыльная, как печальный пример частных инициатив в сфере создания современной среды, хотя сам объект мог бы украсить улицы Сеула или Берлина. «Караван» Напротив сердца – достопримечательность, всем самарцам известная — рынок «Караван». Живое свидетельство непобедимости базарного формата торговли. Здесь бывали, пожалуй, все горожане. Впрочем, нынешние дети уже не понимают такого формата, да и самому как-то стремно после «Меги» и «Гудка» переобуваться на картонке. Здесь можно хорошо поностальгировать по эпохе мешочно-челночной торговли. Хлебозавод Сразу после «Каравана» — отсутствующая достопримечательность. Ради очередной порции жилых многоэтажек снесли хлебозавод №9. Он был построен еще до Великой Отечественной войны и больше 70 лет радовал жителей города своей продукцией. Да и с точки зрения архитектуры завод был очень интересен. Имя автора проекта, увы, неизвестно. Не так много было в городе промышленной архитектуры 1930-х годов, а стало еще меньше.
Кольцо Одна из эпических развязок. Кольцо на улице Луначарского в этом году стало притчей во языцех, и увы, еще одним подтверждением того, что без комплексного подхода к городскому хозяйству получаются только проблемы. А с другой стороны, это кольцо стало самой первой автомобильной развязкой такого типа в Куйбышеве. А еще от этого кольца должен был открываться прекрасный вид на район, который на месте 4-го ГПЗ обещала построить компания «Самара-центр». Есть даже роскошный немецкий проект с фонтанами, садами и небоскребами. Но пока на запроектированной территории только бескрайний пустырь. Клиническая Мы немного отклонимся от маршрута и подойдем к старым корпусам Клинической больницы. Они построены еще в начале 30-х годов прошлого века. Объекты такой важности тогда проектировали централизованно, в институте Гипрогор. Больница по тем временам была оборудована исключительно: рентгенкабинеты, лифты, операционные, все — для советского человека. Больница находилась за городом, и около нее было кольцо и конечная остановка самого длинного маршрута. Маломосковская Вернемся на четную сторону шоссе. Здесь за широким бульваром спряталась улица Маломосковская. А сам бульвар — это пример недавнего благоустройства. Которое хоть и вызывает нарекания своим простоватым дизайном, но все-таки возвращает общественные пространства. Вместо заросших кустами разбитых дорожек теперь плитка, скамейки, урны, аккуратные кустарники и новенькое здание церкви — типичный ансамбль десятых годов XXI века. Железнодорожная ветка А с другой стороны, параллельно Маломосковской, идет железнодорожная ветка. Теперь она практически разобрана, но еще осталось здание станции, которая называлась, конечно, «Линдов городок», и до недавнего времени рядом стоял локомотив. Была даже легенда, что этот тепловоз на ходу, но теперь все кусты вокруг путей вырубили, локомотив исчез, и одного из любимых мест для эпичных фотосессий просто не стало. Авиационный Мы завершаем наш маршрут у комплекса зданий объединенного университета. Это целый город, настоящий кампус, в котором можно найти и свой музей, и клуб, и много чего еще. Но мы просто полюбуемся макетом «Бурана», установленным перед зданием университета. Который самарцы все-таки по привычке называют авиационным институтом. В октябре исполнилось 75 лет со дня его основания. И чтобы понять, как много значит это учебное заведение в нашей жизни, сходите в музей института. Он впечатляет и вызывает чувство гордости за родной город.

Источник

Предыдущая новость

Отопление в Москве осень 2017: когда включат, график по адресу Фэйковые личности от имени работников “Ростнефтегаза” пытались организовать митинг против бизнесмена в ЯНАО Наталья Юнникова причина смерти последние новости Дептранс: на «Гагаринской» нужно обновить отделку и устранить дефекты гидроизоляции Синоптики сделали прогноз погоды на ноябрьские праздники

Лента публикаций