Экспозиция показывает бесценные коллекции: от старинных икон до спасенного авангарда.
ДУХ КУПЕЧЕСТВА
Дом, в котором располагается художественный музей, был построен в конце XIX века. Первоначально двухэтажное здание принадлежало купеческой семье Курлиных. Позже его приобрел Волжско-Камский банк, по заказу которого полностью изменили фасад и надстроили третий этаж. Обновление здания шло по проекту архитектора Владимира Якунина.
Памятник архитектуры федерального значения, выполненный в стиле неоклассицизм, привлекает внимание монументальностью и торжественностью. А сохранившийся интерьер в стиле модерн передает роскошь купеческого города: высокие залы, парадная лестница, художественная лепнина и расписные витражи.
После национализации в 1917 году здание занимали клуб коммунистов, городской совет депутатов, горком КПСС. И только в 1989 году его передали областному художественному музею.
ОТ ОТДЕЛА ДО СОЛИДНОГО МУЗЕЯ
История одного из крупнейших музеев Поволжья началась 120 лет назад с небольшого художественного отдела при Самарском публичном музее. В 1897 году с инициативой тогда выступили местные живописцы. Формирование коллекции взял на себя купец, меценат и художник Константин Головкин. Сначала это были работы самарских мастеров, в том числе самого Головкина. Потом купец разослал более 200 писем, приглашающих отечественных художников пополнить коллекцию. Так в дар начали поступать произведения известных живописцев со всей страны. Постоянно передавали иконы, предметы декоративно-прикладного искусства и местные меценаты.
В 1937 году музей становится музеем и переезжает во Дворец культуры имени В.В. Куйбышева (ныне - театр оперы и балета). Но возможность одновременно выставить большую часть экспонатов - около тысячи произведений искусства - музей получает только через полвека, когда занимает здание бывшего Волжско-Камского коммерческого банка.
Сегодня музейный фонд насчитывает более 35 тысяч экспонатов, датируемых XVI-XXI веками. Значительная его часть представлена в постоянной экспозиции, которая знакомит посетителей с иконописью, русской и зарубежной живописью, а также искусством Востока. Подробно о каждом экспонате можно узнать на обзорных и тематических экскурсиях. Для детей предусмотрены интерактивные экскурсии-игры.
Также в музее можно увидеть не только постоянные коллекции, но и шедевры мировой величины. В Мраморном и лекционном зале выставляют экспонаты, привезенные из зарубежных сокровищниц искусства и культурных центров. В разное время самарцы смогли увидеть творения Марка Шагала, Сальвадора Дали, Энди Уорхола.
ИКОНОПИСНОЕ ИСКУССТВО
Знакомство с музеем лучше начинать с его самых древних экспонатов. В зале древнерусского религиозного искусства представлена небольшая коллекция старинных икон и медного литья XVI-XX веков. Одни из самых ранних - иконы «Спас оплечный», «Святой Николай Чудотворец со сценами жития» XVI века. Из образцов XIX столетия - икона «Богоматерь Неопалимая купина» из сызранской старообрядческой мастерской. На экскурсии посетителям расскажут об особенностях русской иконописи и ее основных сюжетах, а также познакомят с традиционными техниками их писания.
В 1930-е годы были уничтожены тысячи экспонатов, составлявших коллекцию древнерусского искусства. Сейчас в фонде музея чуть больше 100 икон - то немногое, что удалось сохранить.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Основное собрание музея - это уникальные художественные полотна, изделия из стекла, керамики и фарфора, а также предметы мебели. Все это гармонично вписано в интерьер старинного здания.
Широко представлена коллекция русского искусства XVIII-XX веков. Ее большая часть поступила после революции из частных собраний, фондов Третьяковской галереи, Эрмитажа, Государственного музейного фонда и других учреждений.
- В зале можно увидеть орденские сервизы конца XVIII века, которые использовались во время торжественных приемов кавалеров орденов. Здесь же посуда XIX века с изображениями военных сцен, как раз в то время получает распространение батальный жанр, - отметил научный сотрудник музея Ярослав Гончаров.
Экспозиция богата работами знаменитых живописцев - Ивана Айвазовского, Карла Брюллова, Ильи Репина, Валентина Серова, Ивана Шишкина, Константина Маковского, Михаила Нестерова, Исаака Левитана.
- У нас есть ранняя батальная работа Айвазовского - «Десант у Субаши», написанная в 1839 году в Феодосии после участия в сражении под командованием генерала Николая Раевского во время Кавказской войны. Эту картину Айвазовский потом подарил генералу без права продавать, о чем свидетельствует надпись на ее обороте, - рассказал заведующий экскурсионным отделом Артем Ломкин.
В коллекции выделяется советская живопись и одно из главных достояний музея - спасенное собрание русского авангарда XX века. Полотна должны были уничтожить в 1950-х годах, однако сотрудникам музея удалось их сохранить. И сегодня есть возможность увидеть оригинальные работы Казимира Малевича, Михаила Менькова, Михаила Ле-Дантю, Владислава Стржеминского и других выдающихся художников-авангардистов. И проследить появление новейших течений советской эпохи.
- Представлен один из образцов русской футуристической живописи - работа Ольги Розановой 1913 года «Пожар в городе». Необычность заключается в том, что она выполнена маслом на листе железа. В итоге получились несвойственные для живописи очень яркие цвета, - отметил Артем Ломкин.
Коллекция западноевропейского искусства XVI-XIX веков в отличие от русского не столь многочисленна, но не менее ценна. Экспозицию украшают полотна голландских и фламандских художников - Яна Бунса, Томаса Вейка, Давида Тенирса Младшего. А также реалистичные пейзажи и бытовые сюжеты представителей итальянской, французской, немецкой живописи. Например, Бернардо Белотто, Гюбера Робера, Диаз де ла Пенья и других. Здесь же образцы итальянской керамики XVIII столетия, оловянная и фарфоровая посуда из Германии.
КРАСОТА ВОСТОКА
Отдельная экспозиция раскрывает искусство Востока XVIII-XX веков. Здесь представлены редкие и очень ценные предметы культуры Китая, Индии и Японии. Например, изюминка китайской коллекции - шар-головоломка XIX века, поражающая своей филигранной работой. Это вложенные друг в друга ажурные сферы, вырезанные из слоновой кости. Также экспозицию украшают фарфоровые, керамические изделия и декоративные предметы интерьера.
Основу коллекции Востока составили предметы из частного собрания австрийского дворянина, купца первой гильдии, основателя Жигулевского пивоваренного завода Альфреда фон Вакано.
Адрес музея: ул. Куйбышева, 92.
График работы: с 10.00 до 18.00, в четверг и субботу с 13.00 до 21.00, вторник -выходной. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея.
Телефон для справок - 332-53-69.
Стоимость билетов на постоянную экспозицию от 20 рублей. Стоимость временных выставок необходимо уточнять в кассе. Дети до 16 лет - бесплатно.
Сайт: www.artmus.ru
ЕЩЕ В ПРОЕКТЕ «ЭКСПОНАТ»:
- Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина
- Музей истории наземного городского электрического транспорта
- Музей гидрометслужбы Приволжском УГМС
- Поволжский музей железнодорожной техники
- Детская картинная галерея
- Секреты бункера Сталина
- Музейно-выставочный центр «Самара космическая»
- Самарский епархиальный церковно-исторический музей
- Дом-музей В.И.Ленина в г. Самаре
- Музей «Непокоренные»
- Музей истории Куйбышевской железной дороги
- Музей археологии Поволжья
- Музей модерна
- Музей отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ
- Музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области
- Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького
- Зоологический музей им. Д.Н. Флорова
- Культурно-выставочный центр «Радуга»
- Музей истории города Самары им. М.Д.Челышова
- Дом-музей М.В.Фрунзе
- Самарский музей фотографии «Фото-История»
- Музей боевой славы «Парад 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве»
Более подробно о том, как формировалась коллекция художественного музея здесь - Часть 1, Часть 2.
Читайте также о самарском купце Константине Головкине. Знаменитом не только "слонами". Что не успел воплотить, и что удалось ему сделать для нашей губернии.