Самарский художественный музей сделал подарок жителям нашего города, открыв в зале коллекций выставку замечательного живописца Дмитрия Кондратьева. Названа экспозиция «Я остаюсь…». В 60-70-е годы мастер работал в нашем городе и преподавал в художественной школе №1, руководил которой в то время легендарный Григорий Зингер.
Кондратьев ушел из жизни в 2008 году. Сейчас пропагандой его творчества занимается вдова - Людмила Кондратьева. На открытии выставки ее тепло приветствовала искусствовед Татьяна Петрова. Она рассказала, что первым заданием для нее, молодого сотрудника художественного музея, была организация выставки художников Песигина, Сушко и Кондратьева. В то время они по путевке комсомола объезжали ударные стройки страны, побывали на Крайнем Севере и в Сибири.
- Мне в то время картины Кондратьева показались необычными, схожими с произведениями художников объединения «Бубновый валет», - поделилась Петрова. - А сейчас я вижу, насколько этот живописец вырос за годы, проведенные в Великом Новгороде.
В дар музею передала этюд, написанный Дмитрием Сергеевичем, его ученица художникграфик Татьяна Пешкова. Она вспомнила: однажды, когда у нее не получался пейзаж, учитель подошел и одним махом нарисовал его, приговаривая, что нужно быть смелее в искусстве.
Вдова художника рассказала, что в пору социалистического реализма смелые работы ее мужа мало кто понимал. Но однажды после открытия выставки Кондратьева в куйбышевской городской вечерней газете «Волжская заря» появилось необычное стихотворение. В нем местный поэт отметил, что краски этого художника замешаны с родной землей.
И действительно, во многих работах Кондратьев с горечью говорит о гибели русской деревни, о «красном колесе», без жалости прокатившемся по ее древним устоям.
Сам Дмитрий родился в Сибири, в большой крестьянской семье. В 1937 году отца арестовали. В 1944-м будущего художника призвали в армию. Он смело и честно сражался и был награжден медалями «За отвагу», «За победу над Японией». Рисовать начал еще в школе. В армии работал с картами, рисовал боевых товарищей. В 1956 году поступил в Казанское художественное училище. В 1973-м окончил Московский полиграфический институт, отделение художественного и технического оформления печатной продукции. В 1969 году переехал в Великий Новгород, принимал активное участие в культурной жизни города, стал членом Союза художников СССР, представлял свои работы на многих выставках. Кондратьев создал свой собственный мир, в котором переплетаются фольклор и христианские мотивы. В его пейзажах отсутствует перспектива, они плоскостные, как изображения на иконах. И лаконичные, как природа севера России. В своих композициях художник обращается к людям деревни, разделяет их заботы и тяготы. Его картины - это притчи. Мир образов сложен и не всегда может быть разгадан до конца. Вот, например, воспоминания из детства: мальчик держит туесок с земляникой, рядом крестьянка-мать, позади - деревенская церковь, а вверху символ свободы - птица. А вот опять деревня и дорога, но ведущая крестьян не к храму, а по откосу, вниз. Вот слепцы, танцующие вокруг распятого Христа. На крыльях, собранных из газет, бедный крестьянин покидает отцовскую пашню, родную землю.
А вот серия картин «Горький хлеб», в которой говорится о постоянном искушении для художника быть согласным с властями и получать свою пайку или оставаться самим собой и голодать. Портретные образы Кондратьева обобщенны и зачастую трагичны. В картине «Артист» мы угадываем черты Аркадия Райкина. Любимый всеми сатирик задумчив и печален. Еще бы: он тщетно пытается усидеть на двух стульях - пользоваться успехом и у властей, и у народа. А вот портрет Чернышевского, держащего в руках страничку из рукописи, на которой слова: «Содрогание о зле - высшая форма нравственности».
Это стало формулой творчества самого Кондратьева - честного и талантливого русского художника.
Выставка продлится до 7 октября. (6+)