Сэр Джон Лавери / Sir John Lavery (20 марта 1856, Белфаст - 10 января 1941, Килкенни) ирландский и шотландский художник, мастер портретной и пейзажной живописи.
Джон Лавери родился в Белфасте в католической семье, он был сыном обедневшего проповедника. Его отец утонул во время эмиграции в Америку в 1859 году, когда ему было три года, мать умерла вскоре после этого.
Джон был отправлен сначала к родственникам в Северную Ирландию, а затем в Эйршир, Шотландия, где он работал в Глазго учеником фотографа-ретушера вплоть до семнадцати лет. Возможно, именно в фотосалоне и возникла у юноши любовь к рисунку и живописи.
Сначала Левери учился в Шотландии в в Академии Холдена (the Haldane Academy) в Глазго, куда поступил примерно в 1874 году. С 1879 года в возрасте 23 лет он уже считался независимым художником.
С 1879 по 1881 Джон жил в Лондоне, где в течение шести месяцев учился в Школе искусств Heatherley.
Посмертный портрет сестры Джейн Лавери. 1876
Уже весной 1881 г. он отправился в Париж и поступил в Академию Р. Жюлиана.
Парижский период отмечен большим влиянием на него творчества Бастьен-Лепажа и пейзажей Френка О'Муара. Джон часто приезжал в предместье Грез-сюр-Лонг (Grez-sur-Loing), где международное сообщество художников работало «на плэнере». Там, например, написана картина «Под вишней» (Under the Cherry Tree, 1884, Белфаст, Ольстерский музей).
Впоследствии художник выезжал на плэнер в Шотландии, Англии и Ирландии, но пейзажи, главным образом, связаны с Францией и Танжером, где Левери купил дом.
В 1885 году он вернулся в Глазго, став одним из организаторов и ведущих членов, вместе с Джеймсом Гатри, неофициальной группы художников известной, как «Школа Глазго» (the Glasgow School). Эту группу еще называют «Парни из Глазго» (Glasgow Boys). Работы художников характеризуются отсутствием сюжета, но отличаются большой экспрессией и приверженностью идеалам натурализма.
Большой популярности в качестве ведущего портретиста Левери достиг уже в 1880 году, участвуя в выставках в Европе и Америке. Первый крупный успех пришел к художнику в 1886 году после показа на выставке в Королевской Академии в Лондоне его картины «Партия в теннис» (Tennis Party, 1885, Музей Абердин), которая тут же была куплена для своей коллекции Новой Пинакотекой Мюнхена.
John Lavery The Tennis Party 1885 г.
Два года спустя, в 1888 году, в год юбилея королевы Виктории, для Международной выставки он получил заказ на картину, отображающую государственный визит королевы Виктории в Глазго.
Для этой картины им было выполнено около 250 портретов. Работа над картиной позволила Левери завести много полезных и нужных связей, которые затем приносили ему заказы в течение следующих пятидесяти лет.
После этой картины карьера художника представляет собой непрерывную череду успехов.
Сэр Уинстон Черчилль
В 1889 году Левери женился на Кэтлин МакДермотт, которая спустя два года (1891) умерла от туберкулеза вскоре после рождения дочери Эйлин (1890-1935), позднее леди Семпилл.
Левери очень любил путешествовать. С 1890 г. он часто посещал Марокко, приобретает там дом, много рисует.
В 1896 году переехал в Лондон, где пользовался студией, принадлежащей Альфреду Исту.
В Лондоне он сблизился с Джеймсом МакНиллом Уистлером и оказался под влиянием его творчества. Например, картина «Миссис Фицрой Белл» (1894, Глазго) имеет явные параллели с портретами Уистлера.
В Лондоне Левери стал вице-президентом Международного общества, которое было создано в 1897 г. для проведения регулярных международных выставках в Лондоне. Председательствовали в Обществе поочередно Уистлер и Роден. Но участвуя в работе Общества, Левери экспонировал свои работы не только в Лондоне, но и в Париже, Риме и Берлине.
Он выставлялся на всех основных европейских Салонах и Сецессионах.
В начале 20-го века две его картины – «Отец и дочь» (1898) и «Весна» (1904, Музей Орсэ) были приобретены в коллекцию Лувра.
В 1910 году Левери был удостоен персональной выставки на Венецианском Биеннале.
В 1911 году он, наконец, был избран членом Королевской Академии.
В этом же году Левери написал серию картин с Анной Павловой.
Не имея возможности с 1896 года выставляться в Королевской Академии, Левери в честь избрания показал в Академии внушительное полотно под названием «Амазонки» (Amazon, Белфаст, Ольстерский музей).
В Англии портретные заказы «модному художнику» процветали, особенно после того как он написал в 1913 году групповой портрет британской королевской семьи - король, королева, принц Уэльский, принцесса Мария - в Букингемском дворце.
В 1912 году издатель Хью Споттисвуд заказал ему этот портрет для передачи его в дар Национальной портретной галерее в Лондоне.
John Lavery King George V, Queen Mary, the Prince of Wales, Princesse Mary 1913 г.
King George V
Когда разразилась первая мировая война Левери начал писать серию сцен в военных лагерях, на военно-морских базах и военных заводах.
В 1917 году два ведущих портретиста Левери и Уильям Орпен были назначены официальными военными художниками, Левери, в частности, английского Королевского флота. Одной из его обязанностей было написать капитуляцию немецкого флота на Rosyth (Fife) в 1918 году.
В том же 1917 году глава бюро пропаганды военного правительства (УВП) Чарльз Мастерман заказал Левери и Орпену портреты британских военных лидеров во Франции.
К сожалению, вскоре после получения приглашения, серьезная автомобильная авария во время во время бомбардировочного налета на Цеппелин помешала ему выполнить этот заказ. Плохое состояние здоровья не позволило художнику поехать во Францию и на Западный фронт. Левери остался в Англии рисовать тыл и писал военные корабли, самолеты и дирижабли.
В годы войны он был близким другом семьи Асквит, проводил много времени с ними в их резиденции Саттон-Кортни в районе Темзы, в это время он написал их портреты, а также идиллические картины, типа «Лето на реке» (Summer on the River, Галерея Hugh Lane).
Муза и жена Hazel Martyn Trudeau, (1887–1935)
В 1904 году, во время своей поездки в Бретань, Левери, к тому времени уже вдовец, познакомился с ирландско-американской красавицей Хазель Мартен Трюде (Hazel Martyn Trudeau, 1887–1935), дочерью крупного промышленника из Чикаго ирландского происхождения.
После этой встречи Хазель была помолвлена с каким-то канадским врачом, который умер вскоре после их вступления в брак.
Сердце Хазель было свободно, и в 1909 году (по другим сведениям в 1910) Джон женился во второй раз. Жена родила ему дочь Алису, позже госпожа Алиса Джек МакЕнери.
Хазель сразу стала центральной фигурой в светском обществе Лондона, и Левери часто утверждал, что его успех портретиста отчасти случился благодаря ее авторитету и связям.
George Bernard Shaw (1856–1950 ) by Hazel Lavery 1925
Но все же чаще, чем с палитрой за мольбертом, она проводила время, позируя мужу. Искусствоведы подсчитали, что свою жену Левери изобразил на более чем 400 картинах.
John Lavery In Morocco 1913 г.
Один из таких шедевров, «Мастерская художника. Леди Левери с дочерью Алисой и падчерицей Эйлин» (The Artist's Studio: Lady Lavery with her Daughter Alice and Step-Daughter Eileen), находится сейчас в Национальной галерее Ирландии.
John Lavery My Studio.Hazel, Eileen, Alice and Aida 1911 г.
Особо известен ее портрет «Красная роза» (The Red Rose) в характерным красном, пурпурном и золотом цветах. Интересна история этой картины.
John Lavery The red rose 1923 г.
Полотно было начато в 1892 году как портрет миссис Уильям Баррел.
В 1912 году оно было преобразовано в портрет Сары Бернар, а в начале двадцатых годов, в течение короткого периода, это был портрет виконтессы Керзон. И лишь потом на картине в уже известной позе появилось лицо Хазель.
Мало того, супруга художника стала своеобразным символом Ирландии.
В 1928 году, по заказу правительства Ирландии, Левери написал аллегорическую фигуру Ирландии (естественно, с Хазель!), и этот портрет поместили на ирландские банкноты, которые были в ходу с 1928 до 1975 года, затем ее портрет использовался в качестве водяного знака на валюте Ирландии до введения евро в 2002 году.
John Lavery Ирландская банкнота 1923 г.
После войны Левери был посвящен в рыцари, а в 1921 году был избран академиком Королевской Академии. Его дипломной работой на звание стала картина «Комната Ван Дейка».
John Lavery The Van Dyck Room, Wilton 1920 г.
В это же время он вместе с женой заинтересовался вопросами их ирландского наследства, поэтому, хоть и пассивно, но принял участие в ирландской гражданской войне за независимость.
Это выразилось в предоставлении своего дома на площади Кромвеля в лондонском районе Южный Кенсингтон для переговоров ирландской делегации и подписания англо-ирландского Договора. Этому предшествовали три месяца жестких разговоров и угроз.
Майкл Коллинз
В делегацию, которую возглавлял Артур Гриффит, входил и главный революционер Ирландии Майкл Коллинз, за голову которого британские агенты предлагали 5000 фунтов стерлингов. Его личный телохранитель, ветеран первой мировой Эммет Далтон был в постоянном напряжении. В результате ночью 6 декабря 1921 года Договор был подписан. Принятие условий этого договора ирландской делегацией привело к гражданской войне в Ирландии.
Коллинз в телефонном разговоре с Эдит Лондондерри сказал: «Я подписал ваш чертов Договор, такое ощущение, что я подписал свой смертный приговор».
Через 9 месяцев его убили.
16 октября (12 октября, согласно надписи на могиле) 1890, Корк — 22 августа 1922, Бандон, графство Корк
Ирландский революционер и политик.
Участвовал в Пасхальном восстании в 1916, в 1917 вступил в Шин Фейн. В 1918 избран в палату общин и был одним из ирландских депутатов, создавших собственный парламент в Дублине. В январе 1919 участвовал в провозглашении независимости Ирландии. В том же году стал министром финансов революционного правительства, успешно пополнив казну и приведя в порядок финансы, затем премьер-министром при президенте Имоне де Валера.
В 1922 выступил в числе сторонников договора с Великобританией о разделении страны. Коллинз возглавил подавление выступлений противников Договора, и был убит в стычке с ними.
Michael John (Mick) Collins
Не пытаясь копаться в чужом белье, все же хочется отметить, что супруга Левери - Хазель не была воплощением супружеской верности, эдаким, образом Дездемоны. Их брак изобиловал выяснениями отношений и романами на стороне. Так известно, что у Хазель был бурный роман с Кевином О'Хиггинсом и, мало того, с главным ирландским революционным лидером Майклом Коллинзом. Она открыто восхищалась им еще во время переговоров.
Существует легенда, что когда Коллинз был убит, в его кармане обнаружено было любовное послание к леди Левери. Вторая легенда гласит, что после смерти Коллинз, леди Левери долго носила траурные одежды, а на похоронах революционера даже попыталась броситься в могилу.
Тем не менее, после смерти Коллинза Левери написал его портрет, картину «Любовь к Ирландии», которая в настоящее время находится в муниципальной галерее Хью Лайн (the Hugh Lane Municipal Gallery).
Теперь понятно, что заказ на портрет Аллегории Республики правительство Ирландии пригласило выполнить именно Левери в знак благодарности за помощь, которую сэр Джон и леди Хазель оказали ирландской делегации.
В 1929 году Джон Левери сделал большой подарок Ольстерскому музею в Белфасте и галерее Хью Лайн, передав им в дар 39 своих картин, этот благотворительный поступок позволил ему в 1930 году вернуться в Ирландию.
На родине он почти сразу получил почетные степени от Дублинского университета и Королевского университета в Белфасте.
Его также сделали почетным гражданином Дублина и Белфаста.
Кроме этого Левери был также членом Королевский Академии Шотландии, Академий искусств в Риме, Антверпене, Милане, Брюсселе и Стокгольме.
Левери часто рисовал светскую жизнь - скачки, бассейны и казино.
Одна из наиболее известных картин художника — «Шахматистки» (1929).
Целую серию картин составляют дамы высшего общества на досуге – дрейфующие праздно в каноэ на неподвижных водах, расслабляющиеся в гамаках или занимающиеся рисованием в своих изящных садах.
Благодаря арт-дилеру Йозефу Дювану, Левери заслужил репутацию первоклассного портретиста и в Соединенных Штатах. После смерти жены Хазель в 1935 году, Левери отправился в Голливуд с идеей написать серию портретов "звезд", но единственным результатом этой задумки стал автопортрет с Ширли Темпл.
John Lavery Shirley Temple and the Painter 1936 г.
В начале Второй мировой войны Джон вернулся на родину и поселился в тихом местечке Килкенни.
В 1940 году мэтр опубликовал свою автобиографию «Жизнь художника» (The Life of a Painter).
Левери продолжал писать картины и участвовать в выставках в Королевской Академии вплоть до своей смерти.
Умер Левери 10 января 1941 года в городке Килкенни в возрасте 84 лет, как написали в некрологе, «от естественных причин», и был похоронен рядом с женой на кладбище Путни Вале (Putney Vale).