В Самарском отделении Союза художников России состоялось открытие выставки работ иконописца Елены Балабановой. Ей чуть за тридцать, но за ее плечами непростой творческий путь, поиски себя в искусстве.
Получив прекрасное образование в Палехском художественном училище, девушка сначала пошла по проторенной дорожке: стала расписывать шкатулки, делать лаковые украшения, стилизованные под старину. Однако ей хотелось выразить себя в более масштабной работе. Балабанова поступила в магистратуру Самарского архитектурно-строительного института и выбрала в качестве специализации храмовое зодчество. Постепенно молодая художница пришла к иконописи.
- Палехский художественный промысел изначально был посвящен написанию икон, и только в советское время мастера вынуждены были перейти на то, что всегда было для них побочным занятием, - лаковую миниатюру, - рассказывает Елена. - Но втайне от властей палехцы все равно потихоньку писали образа святых. Так что рука у меня изначально была поставлена под иконопись.
Но икону нельзя написать просто так, без благословения церкви. Иначе она будет просто картинкой. Образ должен нести прежде всего духовное начало. Поэтому молодой женщине пришлось прийти к церкви, найти себе духовника. Сейчас она уже не представляет своей жизни без соблюдения обрядов и определенных ограничений.
Зато и иконы у нее, кажется, светятся добром и благодатью. Они весьма востребованы среди верующих людей, их охотно берут и в храмы. Елена, изучив каноны, начала создавать и собственные иконографии. В частности, образ со сценой исцеления глухого, написанный специально для общества глухих. Новое в творчестве Балабановой - ювелирная работа. Она создает емкости для хранения мощей и детали обрамления для икон.
Сейчас художница занята масштабной работой. Вместе с другими живописцами она участвовала в росписи храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» близ больницы имени Пирогова, а сейчас расписывает недавно построенную церковь Благоверных Петра и Февронии Муромских на Стара-Загоре.
- Каждая икона имеет свою историю, она никогда не появляется просто так. Если картину можно написать исходя из посыла «я так вижу», то перед написанием образа необходимо углубиться в его историю, изучить иконографии, Священное писание и опыт художников-предшественников. Я люблю византийскую школу и, конечно, Андрея Рублева. Стараюсь использовать их приемы в своей работе.
Выставка будет доступна для посещений по 20 августа. (0+)