Этот талантливый актер с яркой внешностью, чемпион Узбекистана по каратэ, был известен всему Советскому Союзу. Талгата Нигматулина узнавали на улицах, на фильмы с его участием ломились поклонники и поклонницы, о нем рассказывали легенды.
Главный «пират ХХ века»
Для советских людей фильм «Пираты ХХ века» оказался настоящей бомбой — в нем впервые открыто демонстрировались приемы каратэ, борьбы, еще недавно запрещенной на территории страны! Как известно, все запрещенное притягивает. Так получилось и с каратэ: у японского боевого искусства было множество поклонников, но толком никто ничего о нем не знал.
И вот на большом экране — харизматичный и яркий Талгат Нигматулин в роли коварного пирата. Он ловко, неуловимыми движениями, укладывает своих противников… В 1989 году «Пиратов ХХ века» посмотрели, по данным статистики, 90 миллионов советских зрителей. Конечно, главными фанатами стали мальчишки: они выпрашивали деньги у родителей, чтобы в десятый раз, затаив дыхание, следить за приключениями героя с раскосыми глазами и старательно запоминать его мастерские движения.
Созданный для роли
Талгату Нигматулину отдали роль в первом советском боевике не случайно. Этот парень был обладателем черного пояса по каратэ, ему принадлежал титул чемпиона Узбекистана по этому виду восточных единоборств. Конечно, режиссер Борис Дуров, едва увидев этого мускулистого парня на занятиях в популярной тогда школе одного из пионеров советского каратэ Тадеуша Касьянова «На Маяковке», пригласил Талгата исполнить роль пирата Салеха в своей новой картине.
Трудное детство
Талгат наполовину узбек, наполовину татарин. Он рос в бедности: отец-шахтер погиб, когда мальчику едва исполнилось два года, и матери пришлось поднимать двоих сыновей одной. Даже ее зарплата директора школы не позволяла этого сделать, и мать вынуждена была отдать Талгата в детский дом.
Жизнь в этом учреждении оказалась для необщительного и замкнутого мальчика сложной. Немного повзрослев и испытав немало трудностей в среде подростков, Талгат решил заняться собственным образованием и преодолеть болезненную необщительность. Он на всю жизнь запомнил, как ему, угрюмому подростку, отказала девочка в пионерском лагере, когда он пригласил ее танцевать.
Чтобы приобрести навыки общения и научиться грамотно и красиво разговаривать, Нигматулин упорно работал над собой. Его дисциплина и целеустремленность поражают. Чего стоит только тот факт, что он два раза от руки переписал роман Льва Толстого «Война и мир»! И все для того, чтобы в голове накрепко засели правильные обороты русской речи.
Параллельно Талгат упорно тренировал свое тело, занимаясь борьбой и другими видами спорта.
Литературный талант
Его усилия принесли свои плоды. О Талгате многие актеры отзывались как об одном из самых образованных и интеллигентных представителей тогдашней советской «богемы». Молодой человек окончил ВГИК. Помимо актерского мастерства он всерьез занимался литературой — не только много читал, но и сам пробовал себя в качестве автора рассказов и стихов. Кстати, Талгат Нигматулин написал стихи к известной песне «Русские березы».
Его литературные опыты не остались незамеченными — один маститый кинодраматург дал ему мудрый совет: поступить на Высшие курсы при Госкино СССР, где тогда готовили режиссеров и сценаристов. Молодой человек с блеском окончил эти курсы.
Отрицательный герой
Так сложилось, что режиссеры, все как один, предлагали Талгату играть отрицательных персонажей. До «Пиратов ХХ века» была роль мерзавца-белогвардейца в фильме «Баллада о комиссаре». После «Пиратов» – подлый и зловещий индеец Джо в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» у Станислава Говорухина. Артиста немного напрягали образы стандартных однотипных злодеев — он мечтал о более сложных и интересных ролях, чувствуя в себе огромный потенциал. Ему удалось сыграть в картинах «Провинциальный роман» и «Волчья яма» – там ему достались более глубокие образы.
Куда порой заводят духовные искания
Когда уже было ясно, что Советский Союз вот-вот развалится, на поверхность вдруг, словно грязная пена, начали во множестве всплывать всевозможные гуру, предсказатели, астрологи, целители, колдуны и прочие шарлатаны. Видимо, увлечение восточными единоборствами и вообще философией Востока сыграло в тот момент для Талгата решающую роль. Он заинтересовался деятельностью секты «Четвертый путь», увидев в его лидерах — Абае Борубаеве и Мурзе Кымбатбаеве — новых «пророков», надежду науки.
Друзья Талгата рассказывают, что он всегда стремился к каким-то эзотерическим практикам, научился гадать по руке, много читал — в том числе книги по духовному развитию. Он быстро поверил новым «пророкам», познакомившись в секции каратэ с Абаем и послушав его речи.
Непротивление злу
Став членом секты «Четвертый путь», Талгат должен был выполнять распоряжения своих руководителей. Однажды ему приказали «разобраться» с непокорными — прославленный мастер каратэ и борец, Талгат должен был участвовать в «наказании» нескольких человек из Вильнюса, отказавшихся платить традиционную «дань» рэкетирам.
Приехав в Вильнюс, Талгат попытался всех помирить. Ему не хотелось участвовать в насилии. Абаю это не понравилось — и он приказал другим членам секты «проучить» посмевшего возразить актера. Наказание решили осуществить в ночь с 10-го на 11 февраля 1985 года.
Его избивали впятером, на протяжении нескольких часов. А он даже не пытался сопротивляться. Почему он так поступил? Ведь сильный, спортивный 35-летний мужчина при желании мог легко раскидать своих противников, как не раз проделывал это на спортивных площадках и в фильмах… На этот вопрос до сих пор не найден ответ. 119 травм и повреждений было зафиксировано на теле Талгата после его смерти.
Его друзья рассказали, что незадолго до трагического эпизода Талгат принял крещение. Некоторые думали, может быть, его поведение было сознательной демонстрацией непротивления злу, смирения и отвращения к насилию?