Как построить старорусский терем в XXI веке

17.09.2017 11:48 25

Прописка - самарская. Место работы - Волжский район, село Дубовый Умет. Там же у Елены Чертовой «родовое гнездо», где жили бабушка и дедушка, живет мама. Вот уже одиннадцать лет как Елена увлеченно возводит здесь совершеннейшее чудо - деревянный терем в старорусском стиле.
Идея из истории русской архитектуры - Мой дед начинал обустраиваться на этом подворье еще в 20-х годах, - рассказывает Елена. - Обустраивался основательно: в доме потолок и пол из крепких толстых досок, две печи стояли. Семья росла - начали делать пристрои. Но они груза времени не выдержали. Мы поняли лет пятнадцать назад, что требуется обновление. И приняли решение последовать примеру финнов: старую, «родовую» часть здания они оставляют, а к ней прибавляют все, что необходимо в соответствии с изменившимися реалиями. Мы тоже стали делать пристрои именно к «родовой» части прежнего дома в три окна. Добавили к традиционной сельской избе кухню, хозблоки, а сверху надели «шапку» - второй этаж. Долго зрела, а к моменту начала строительства дозрела идея деревянного терема. У Елены Чертовой это не невесть откуда взявшаяся блажь. Она много лет возглавляет районный краеведческий музей, так что к старине, раритетам подходит как знаток-историк и энтузиаст сохранения традиционного народного творчества. Некоей точкой отсчета стал старинный дом Дубового Умета, находящийся всего-то в ста метрах. Это бывший дом крестьян-середняков Пониных, бывшая ветлечебница - деревянный сруб, обитый тесом и богато декорированный деревянными резными элементами. Это строение спасти пока не удается. Но еще есть надежда, что будут-таки и воля властей, и средства на восстановление памятника сельской архитектуры. А пока дом Пониных вдохновил на творческий порыв семью Чертовых. И хочется надеяться, не только ее. Работа началась… с книг В библиотеке Елена наткнулась на книгу по деревянной резьбе. Затем проштудировала труд замечательного самарского архитектора Вагана Каркарьяна о старинных самарских домах. Увлеклась настолько, что не просто стала замечать деревянную красоту на самарских и сельских улицах, а специально ее выискивать, сравнивать, делать наброски рисунков, особенно легких, будто кружевных «висячих занавесок» над оконными рамами. В других городах такого богатого деревянного «висячего кружева» что-то не видела, а в Самаре подобных домов немало. Когда началось собственное строительство, Елена уже имела собирательный образ будущего резного дома. Главное, сформировалась уверенность: старину, увы, мало кто стремится сохранить или хотя бы попытаться повторить, а мне обязательно надо приложить к этому все усилия. - Начала искать элементы. Рисунок наличников более всего ложится на душу с дома на улице Ленинской в Самаре, арка ворот с «крышечкой» должна быть такой, как возле дома рядом с театром драмы, птицы на ворота - как на усадьбе самарского провизора Позерна, нависающие с крыши кружевные «полотна» - по примеру тех, что украшают здание на улице Ульяновской, - приоткрывает секреты Елена. Первый вариант планировки сделал мастер из Башкирии по наброскам заказчицы. Начали с ворот и одного из фасадов. Да, удовольствие оказалось дороговатым, но со временем стало ясно: можно договариваться о разумных пределах. Искала других деревянных дел мастеров, неравнодушных к тому, что создают. Подкапливала денег - и вновь организовывала работу. Главное решила четко: отступать от задуманного не будет. Пусть строительство и украшения растянутся на несколько лет, зато воплотится высокая идея. Мастера в помощь Последние пять лет Елена создает терем вместе с чапаевским мастером Михаилом Николаевичем Горшениным. Ветеран, очень интересный человек, освоивший самые разные виды резьбы и главное - делающий все по-доброму, по-деревенски, с чувством, с толком, с расстановкой. Умеет своим делом любоваться, умеет все время что-то придумывать и творчески осмысливать. Елена работает с ним и на площадке районного музея, где он уже немало сделал для расширения комплекса, и на своем экспериментальном «историко-культурном» объекте. Дом рос, украшался деревянными изысками на удивление прохожим. В помещениях тоже решили создавать интерьер, напоминающий терем. По углам поверх бревен появились вертикальные панели со сложной глухой, или непрорезной, резьбой в виде подсолнухов, листочков. Такая же вскоре украсила спинку лавки, табуретки, стол. Над этими элементами трудился одноклассник Елены Вячеслав Донсков, а рисунки опять же искала по книгам и нашла она сама. Мелкой отделкой, креплением резьбы занялся Игорь Капитонов. До того мастер все тонко, аккуратно подгоняет, что и зазоры не всегда сразу увидишь. Старинные предметы мебели тоже пришлось подбирать долго и кропотливо. Комодов от прабабушек не осталось, никто из родственников не догадался сохранить. Но есть несколько старых сундуков: не рассыпаются, не трескаются. Один обновили - есть сейчас такие технологии. Другой просто хорошенько почистили и расписали акриловыми красками в стиле традиционных жостовских подносов. Расписывала раритет преподаватель детской школы искусств поселка Стройкерамика Александра Остроухова. Нетиповое? Значит, будет непросто - Когда начинала это дело, казалось, все будет легко. Потому что уже был некоторый опыт не-типового строительства на музейной площадке, где научилась общаться с плотниками, каменщиками, печниками, кровельщиками, - уточняет Елена. - Но сложности начались сразу же. Оказалось, в нашей губернии бревна теперь, как встарь, уже не рубят. Не сделают в рамках народных традиций деревянных полов из широких толстенных досок. И дубовых деревянных рам, как положено, чтобы не рассыхались, тоже не найти. На лесопилках все изготавливается под стандарт, и точка. Потом фирма может просто сложить бревна, распиленные на фабрике. А топором срубить со всеми заданными пазами - нет, не обучены. Потому бригада рубщиков приехала из Ульяновска. А с рамами до сих пор досада берет: поставили ни в коем случае не пластик, а само собой деревянные. Оказалось, что нынешние деревянные протекают. Разве смогут они продержаться сто и больше лет, как могли старинные дубовые? Почти год «сочиняла» Елена рисунок полукруглого окошка для второго этажа, потому как оно должно было стать одним из центральных элементов украшения терема. Помогал друг-архитектор, делал расчеты. Задачу выполнили! Окно получилось красивейшее. Какова реакция соседей-сельчан на это подворье? Сначала звучало что-то вроде укора: «А зачем вам такой дом, если можно построить новый за те же деньги, но в десять раз быстрее?» Теперь, кажется, проходят и любуются. Недалеко, кстати, в селе сейчас возводится храм. Какой? Конечно же, срубовой, из дерева. Чтобы Дубовый Умет вернул себе былую привлекательность степного придорожного села, через которое едут обозы, и путешественники невольно оборачиваются: красота-то какая! - С каждым годом нарастает уверенность: чем больше сохраним образцов старины или хотя бы повторим придуманное нашими предками, тем лучше будет всем нам, - считает Елена. - Жили ведь наши прадеды в красивых крепких домах, которыми мы восхищаемся до сих пор. И сегодня подобное пространство воспринимается как их подарок нам, потомкам.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Описание казино Вулкан Платинум Девушка попала под троллейбус на проспекте Кирова Аккредитацию личного транспорта на время ЧМ-2018 в Самаре продлили Егор Клинаев ДТП: что случилось, почему погиб, биография актера, фильмография, последние новости, подробности ДТП, видео ДТП, похороны, где пройдет прощание с актером До пробного запуска фонтанов в Самаре осталось почти три недели

Лента публикаций