Прописка - самарская. Место работы - Волжский район, село Дубовый Умет. Там же у Елены Чертовой «родовое гнездо», где жили бабушка и дедушка, живет мама. Вот уже одиннадцать лет как Елена увлеченно возводит здесь совершеннейшее чудо - деревянный терем в старорусском стиле.
Идея из истории русской архитектуры - Мой дед начинал обустраиваться на этом подворье еще в 20-х годах, - рассказывает Елена. - Обустраивался основательно: в доме потолок и пол из крепких толстых досок, две печи стояли. Семья росла - начали делать пристрои. Но они груза времени не выдержали. Мы поняли лет пятнадцать назад, что требуется обновление. И приняли решение последовать примеру финнов: старую, «родовую» часть здания они оставляют, а к ней прибавляют все, что необходимо в соответствии с изменившимися реалиями. Мы тоже стали делать пристрои именно к «родовой» части прежнего дома в три окна. Добавили к традиционной сельской избе кухню, хозблоки, а сверху надели «шапку» - второй этаж. Долго зрела, а к моменту начала строительства дозрела идея деревянного терема. У Елены Чертовой это не невесть откуда взявшаяся блажь. Она много лет возглавляет районный краеведческий музей, так что к старине, раритетам подходит как знаток-историк и энтузиаст сохранения традиционного народного творчества. Некоей точкой отсчета стал старинный дом Дубового Умета, находящийся всего-то в ста метрах. Это бывший дом крестьян-середняков Пониных, бывшая ветлечебница - деревянный сруб, обитый тесом и богато декорированный деревянными резными элементами. Это строение спасти пока не удается. Но еще есть надежда, что будут-таки и воля властей, и средства на восстановление памятника сельской архитектуры. А пока дом Пониных вдохновил на творческий порыв семью Чертовых. И хочется надеяться, не только ее. Работа началась… с книг В библиотеке Елена наткнулась на книгу по деревянной резьбе. Затем проштудировала труд замечательного самарского архитектора Вагана Каркарьяна о старинных самарских домах. Увлеклась настолько, что не просто стала замечать деревянную красоту на самарских и сельских улицах, а специально ее выискивать, сравнивать, делать наброски рисунков, особенно легких, будто кружевных «висячих занавесок» над оконными рамами. В других городах такого богатого деревянного «висячего кружева» что-то не видела, а в Самаре подобных домов немало. Когда началось собственное строительство, Елена уже имела собирательный образ будущего резного дома. Главное, сформировалась уверенность: старину, увы, мало кто стремится сохранить или хотя бы попытаться повторить, а мне обязательно надо приложить к этому все усилия. - Начала искать элементы. Рисунок наличников более всего ложится на душу с дома на улице Ленинской в Самаре, арка ворот с «крышечкой» должна быть такой, как возле дома рядом с театром драмы, птицы на ворота - как на усадьбе самарского провизора Позерна, нависающие с крыши кружевные «полотна» - по примеру тех, что украшают здание на улице Ульяновской, - приоткрывает секреты Елена. Первый вариант планировки сделал мастер из Башкирии по наброскам заказчицы. Начали с ворот и одного из фасадов. Да, удовольствие оказалось дороговатым, но со временем стало ясно: можно договариваться о разумных пределах. Искала других деревянных дел мастеров, неравнодушных к тому, что создают. Подкапливала денег - и вновь организовывала работу. Главное решила четко: отступать от задуманного не будет. Пусть строительство и украшения растянутся на несколько лет, зато воплотится высокая идея. Мастера в помощь Последние пять лет Елена создает терем вместе с чапаевским мастером Михаилом Николаевичем Горшениным. Ветеран, очень интересный человек, освоивший самые разные виды резьбы и главное - делающий все по-доброму, по-деревенски, с чувством, с толком, с расстановкой. Умеет своим делом любоваться, умеет все время что-то придумывать и творчески осмысливать. Елена работает с ним и на площадке районного музея, где он уже немало сделал для расширения комплекса, и на своем экспериментальном «историко-культурном» объекте. Дом рос, украшался деревянными изысками на удивление прохожим. В помещениях тоже решили создавать интерьер, напоминающий терем. По углам поверх бревен появились вертикальные панели со сложной глухой, или непрорезной, резьбой в виде подсолнухов, листочков. Такая же вскоре украсила спинку лавки, табуретки, стол. Над этими элементами трудился одноклассник Елены Вячеслав Донсков, а рисунки опять же искала по книгам и нашла она сама. Мелкой отделкой, креплением резьбы занялся Игорь Капитонов. До того мастер все тонко, аккуратно подгоняет, что и зазоры не всегда сразу увидишь. Старинные предметы мебели тоже пришлось подбирать долго и кропотливо. Комодов от прабабушек не осталось, никто из родственников не догадался сохранить. Но есть несколько старых сундуков: не рассыпаются, не трескаются. Один обновили - есть сейчас такие технологии. Другой просто хорошенько почистили и расписали акриловыми красками в стиле традиционных жостовских подносов. Расписывала раритет преподаватель детской школы искусств поселка Стройкерамика Александра Остроухова. Нетиповое? Значит, будет непросто - Когда начинала это дело, казалось, все будет легко. Потому что уже был некоторый опыт не-типового строительства на музейной площадке, где научилась общаться с плотниками, каменщиками, печниками, кровельщиками, - уточняет Елена. - Но сложности начались сразу же. Оказалось, в нашей губернии бревна теперь, как встарь, уже не рубят. Не сделают в рамках народных традиций деревянных полов из широких толстенных досок. И дубовых деревянных рам, как положено, чтобы не рассыхались, тоже не найти. На лесопилках все изготавливается под стандарт, и точка. Потом фирма может просто сложить бревна, распиленные на фабрике. А топором срубить со всеми заданными пазами - нет, не обучены. Потому бригада рубщиков приехала из Ульяновска. А с рамами до сих пор досада берет: поставили ни в коем случае не пластик, а само собой деревянные. Оказалось, что нынешние деревянные протекают. Разве смогут они продержаться сто и больше лет, как могли старинные дубовые? Почти год «сочиняла» Елена рисунок полукруглого окошка для второго этажа, потому как оно должно было стать одним из центральных элементов украшения терема. Помогал друг-архитектор, делал расчеты. Задачу выполнили! Окно получилось красивейшее. Какова реакция соседей-сельчан на это подворье? Сначала звучало что-то вроде укора: «А зачем вам такой дом, если можно построить новый за те же деньги, но в десять раз быстрее?» Теперь, кажется, проходят и любуются. Недалеко, кстати, в селе сейчас возводится храм. Какой? Конечно же, срубовой, из дерева. Чтобы Дубовый Умет вернул себе былую привлекательность степного придорожного села, через которое едут обозы, и путешественники невольно оборачиваются: красота-то какая! - С каждым годом нарастает уверенность: чем больше сохраним образцов старины или хотя бы повторим придуманное нашими предками, тем лучше будет всем нам, - считает Елена. - Жили ведь наши прадеды в красивых крепких домах, которыми мы восхищаемся до сих пор. И сегодня подобное пространство воспринимается как их подарок нам, потомкам.