В будущем году исполнится 140 лет со дня рождения художника и философа, основателя художественного течения «супрематизм» Казимира Малевича. Его «Черный квадрат» признан во всем мире иконой современного искусства. И для современных художников и поклонников искусства он - полубог.
Но в нашей стране до сих пор нет ни одного памятника великому сыну России, ни одного музея, ему посвященного. И если говорить о повышении статуса Самары как культурного и туристического центра, то было бы большим вкладом в это открытие памятника художнику в нашем городе. Почему? Здесь в эвакуации находились его жена и дочь, здесь жили родственники его родной сестры, здесь и поныне проживают потомки его супруги, Натальи Андреевны Манченко. Наконец, за последние пару десятилетий именно Самара явила искусствоведам несколько дотоле неизвестных его произведений. В том числе и предположительно самый первый, написанный в 1913 году вариант «Черного квадрата».
Роковое наследство
Казимир Малевич был настоящим гением. В искусстве он подобен Альберту Эйнштейну. Со всеми присущими гению чудаковатостями, парадоксальным мышлением и отчаянным желанием служить своему делу. Его одержимость искусством означала для него и его близких преследование, нищету и болезни. Но ничто не могло помешать Казимиру Севериновичу исполнить свое предначертание в жизни. Он полностью перевернул с ног на голову все законы живописи и показал, что беспредметное искусство может так же впечатлять человека, как и предметное.
Его творческое наследие прочно вошло в копилку мировой культуры. Но кто бы мог подумать, что его наследство, оставленное для родственников, станет для них роковым?
Самарцы долго ничего не знали о своих земляках - родственниках великого художника. Да и услышали о том, что история одного из его «Черных квадратов» связана с их городом, относительно недавно. На телеканале «Культура» показали фильм о выставке работ Малевича, на которой устроители решили собрать вместе все авторские варианты знаменитой картины, начиная с самой первой, датируемой 1915 годом. К их удивлению, Эрмитаж заявил, что и в его коллекции появилось такое полотно, причем на нем стоит дата - 1913 год. То есть это, скорее всего, написанный по первому озарению автора шедевр. И получил его Эрмитаж из Самары.
Искусствоведы подняли настоящую дискуссию. Есть ли вероятность того, что это подделка? Откуда картина появилась в Самаре?
Миллионы в портфеле
Оказалось, что картину купил у обанкротившегося «Инкомбанка» член попечительского совета при Эрмитаже миллиардер Владимир Потанин и подарил ее музею. Известный искусствовед Георгий Никич свидетельствует:
- В 1993 году в кабинете генерального директора московских международных ярмарок «АРТМИФ» раздался звонок. Девушка, представившаяся секретарем главы самарского отделения «Инкомбанка», сказала, что банку предложили купить несколько
икон и картину какого-то художника, сейчас она посмотрит на фамилию… а, вот, художник Малевич, произведение называется «Черный квадрат». Поскольку была включена громкая связь, все, находившиеся в комнате, засмеялись. На всякий случай мы попросили прислать фотографии. Через некоторое время из Самары пришло несколько маленьких сиренево-зеленых фотографий икон. «Инцидент» казался исчерпанным…
Однако через неделю в приемной «АРТ-МИФА» вновь раздался звонок. На сей раз звонил глава самарского отделения «Инкомбанка» господин Лейко. Он настойчиво просил искусствоведов приехать и довольно правдоподобно описал некую боковую ветвь семьи Малевича, представители которой живут в Самаре. Рассказ показался удивительным, но убедительным. И москвичи выехали в Самару.
Еще удивительнее им показалось само явление картины на свет божий. При встрече руководитель самарского отделения банка сказал, что у него есть договоренность с парнем, который позвонил в банк и предложил положить к ним на хранение картину Малевича. И он должен принести ее буквально через час. Но время шло, а парня все не было. Наконец, когда гости из столицы начали нервничать и подозревать, что вся эта история - миф, под стать самому Малевичу, который считается великим мистификатором в искусстве, и вправду появился молодой человек лет двадцати с небольшим, в спортивном костюме, кепочке и с большой спортивной сумкой. Свое опоздание он объяснил тем, что хотел купить какую-то леску и по дороге зашел в универмаг, постоял в очереди... После чего расстегнул молнию сумки и вытащил завернутый в тряпочку «Черный квадрат». Видимо, о стоимости этой показавшейся ему невзрачной картины парень и не догадывался.
В подвалах «Инкомбанка»
Господин Лейко сумел убедить парня оставить работу на хранение в «Инкомбанке». А потом через него убедить родственников Малевича продать банку картину. Им, впрочем, было не до отказов. Пронюхав о дорогом шедевре, на них начали охотиться самарские бандиты. Георгий Никич продолжает:
- В следующий раз мы приехали в Самару через несколько месяцев. Процедура покупки «Черного квадрата» уже состоялась. Кажется, ее оформили как беспроцентную ссуду в размере 250 000 долларов. Кроме «Квадрата» родственники предложили банку еще две поздние живописные работы Малевича, которые были куплены за очень небольшие деньги - что-то около 10 000 долларов.
В 1995 году самарский «Черный квадрат» поехал в Бонн на знаменитую выставку «Европа - Европа». Именно тогда была обнародована страховая цена вещи - 3 миллиона марок.
Президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра, занимавшийся после банкротства «Инкомбанка» ликвидацией его активов, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Черного квадрата». И если бы картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 миллионов долларов.
Продолжение следует.
Черный супрематический квадрат - работа Казимира Малевича, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве. Входит в цикл его супрематических работ, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции. Является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Черный круг» и «Черный крест». Известно несколько вариантов этой картины, к которой он возвращался в разные годы. Все они отличаются фактурой и размерами.