Как в Самаре оказался "Черный квадрат" Малевича. Часть 4

26.08.2018 21:46 2

Как в Самаре оказался

В будущем году исполнится 140 лет со дня рождения художника и философа, основателя художественного течения «супрематизм» Казимира Малевича. Его «Черный квадрат» признан во всем мире иконой современного искусства. И для современных художников и поклонников искусства он - полубог. Но в нашей стране до сих пор нет ни одного памятника великому сыну России, ни одного музея, ему посвященного. И если говорить о повышении статуса Самары как культурного и туристического центра, то было бы большим вкладом в это открытие памятника художнику в нашем городе. Почему? Здесь в эвакуации находились его жена и дочь, здесь жили родственники его родной сестры, здесь и поныне проживают потомки его супруги, Натальи Андреевны Манченко. Наконец, за последние пару десятилетий именно Самара явила искусствоведам несколько дотоле неизвестных его произведений. В том числе и предположительно самый первый, написанный в 1913 году вариант «Черного квадрата».

Опасное вложение

Подлинность двух других работ, которые унаследовали самарские родственники и бережно хранила преданная мужу Наталья Манченко, доказали эксперты аукционного дома «Гелос», занимавшиеся реализацией коллекции Инкомбанка. Они продали «Автопортрет» и «Портрет жены» за 600 000 и 90 000 долларов соответственно. Говорят, что в свое время «Инкомбанк» за эти две картины выплатил самарцам не более... 10 000 долларов!
Почему наследники - внучка Анжелики Андреевны и ее дочь - вынуждены были согласиться на грабительские условия, также рассказала Елена Скворцова. Она говорит, что, получив в наследство несколько картин художника, нигде не опубликованные негативы, рисунки, гипсовые слепки, его завещание от 1932 года, самарские родственники Натальи Манченко несколько растерялись. Обратились в музеи и в органы культуры, но не нашли там понимания. Позже наследники начали спешно избавляться от всего, что хоть как-то напоминало имя Малевича. «Ликвидация» была вызвана страхом. Операции с «Черным квадратом» привлекли к семейству внимание криминала. Наследники рассказали, что однажды глава семейства пропал на несколько дней. Когда он возвратился, выяснилось, что его удерживали бандиты. Мужчине понадобилась медицинская помощь. И на семейном совете решили быстрее избавиться от рокового наследства.
«Жизнь в большой гостинице»
Но Самара явила миру не только три ставшие знаменитыми и, увы, уехавшие из нашего города картины мэтра. Не так давно Самарский художественный музей одарил
исследователей творчества Малевича новой сенсацией. Оказалось, что поступившая в 1929 году в Самару с коллекцией русского авангарда картина «Жизнь в большой гостинице», написанная в 1913 году, также принадлежит кисти отца супрематизма! Полотно относится к кубо-футуристическому периоду творчества Малевича. Атрибуция этой работы, состоявшаяся около десяти лет назад, также превратилась в настоящее детективное расследование.
Картина была зафиксирована в фондах музея как полотно неизвестного художника витебской школы. Напомним, что одно время Казимир Северинович жил и преподавал в этом городе. В 1936 году Марк Философов, бывший ученый секретарь Эрмитажа, высланный в Куйбышев и работавший в художественном музее, высказал предположение, что полотно «Жизнь в большой гостинице», принадлежит кисти Малевича. Его мнение поддержали не все. Некоторые сочли данную работу произведением друга Малевича - Ивана Клюна. Слишком необычна она была для самого мэтра. Но нельзя забывать, что основоположник супрематизма изучал все известные течения изобразительного искусства и мог сам работать в разных манерах.
- И все же мы, работники художественного музея, были уверены, что картину написал сам Малевич, - делится самарский искусствовед Валентина Чернова. - Но как-то руки не доходили до того, чтобы заняться вплотную ее атрибуцией. И вот пришли новые времена с более строгой отчетностью. Отправили полотно на экспертизу. В процессе фотографирования картины цифровой камерой в нижней ее части была распознана подпись Малевича.
Будет ли в Самаре памятник Малевичу?
Не так давно о самарских страницах в жизни семьи Малевича рассказал
Станислав Богданов - внук Марии, родной сестры Казимира Севериновича. Он выступил в онлайн-конференции на выставке «Великие модернисты», состоявшейся пару лет назад в Самаре.
- Мой двоюродный дед, который был членом большевистской партии с 1904 года, жил в Куйбышеве, - поделился Станислав Владимирович, - и я к нему приезжал. Поэтому с вашим городом знаком.
Он напомнил о том, что уже существует модель памятника Малевичу, выполненная скульптором Александром Рожниковым. Монумент хотели установить близ дуба в Немчиновке, где был захоронен прах Казимира Севериновича. Однако впоследствии решили, что там должен быть памятник другого рода, точно соответствующий завещанию художника. И монумент работы Рожникова, на котором Малевич изображен со своим «Черным квадратом», к сожалению, пока нигде не установлен. Так не найти ли нам в Самаре ему достойное место?
Комментарий
Алла Шахматова, директор Самарского художественного музея:

- Действительно, наследие Казимира Малевича ценится очень высоко во всем мире. Нашему музею повезло в том, что у нас хранится уникальная картина мастера «Жизнь в большой гостинице». Постоянно приходят запросы на ее показ в том или ином музее России, мира. И мы не отказываем. Это не только своеобразная реклама для Самарского художественного музея, но и определенный доход, который получаем за предоставление возможности знакомить широкую публику с нашим сокровищем.

Источник

Предыдущая новость

Как открыть собственное дело, которое принесет прибыль Календарь церковных православных праздников на февраль 2018 Появилось видео с застрявшим на Волге у Самары паромом Microsoft похоронила Kinect Алексей Панин показал свою дочь Анну в качестве гримёра

Лента публикаций