Высшая категория – от зрителей
Фильм «Девчата» снимался в 1961 году. Сюжет незатейлив: на уральские лесозаготовки приезжает детдомовка Тося с дипломом кулинарного училища и становится поварихой. Про таких говорят: смотреть не на что.
Ее селят в общежитскую комнату, где Тоську встречают еще четыре девушки, каждая со своей особинкой: рассудительная Вера, легкомысленная Анфиса, засидевшаяся в девках Надя и звонкая хохотушка Катя.
Каждая из четверых по-своему учит малявку жизни, но она неожиданно покоряет сердце «первого парня» – лесоруба Ильи. Хэппи-энд для влюбленных наступает не сразу (иначе о чем снимать?), но наступает. Примерно ясно, что будет дальше и с соседками Тоси.
Киноначальство сочло сюжет чересчур приземленным (производственная тема шла по краешку) и присвоило фильму третью категорию в прокате. За рубежом с этим не согласились: «Девчата» получили награды на фестивалях в Аргентине, в Шотландии и даже диплом Каннского фестиваля, правда, фильмов для молодежи.
Но гораздо важнее, что, например, итальянцы немедленно сравнили Надежду Румянцеву с их звездой Джульеттой Мазиной, а другие иностранцы окрестили ее «Чаплиным в юбке». Советские зрители тоже сказали своим кинопрокатчикам «фэ» и в первый же год приобрели на фильм 35 миллионов билетов.
Многие искренне верили не только в то, что Надежда Румянцева и Николай Рыбников (Илья) любят друг друга в жизни, но и в то, что каждая из актрис, как и их героини, будут безоблачно и надолго счастливы. Увы, это оказалось не совсем правдой.
Тося – Надежда Румянцева
Румянцева по амплуа – травести, то есть исполнительница ролей мальчиков и девочек. Именно «незвездные» внешние данные (рост 151 см) позволили 30-летней Румянцевой получить роль тинейджера Тоськи, на которую зачем-то претендовала тогдашняя жена режиссера фильма Юрия Чулюкина, пышная блондинка Наталья Кустинская.
Румянцева и Рыбников никак не могли быть парой в жизни, так как Рыбников безумно любил свою жену, красавицу актрису Аллу Ларионову. Румянцева же вышла замуж за дипломата Вилли Хштояна, ради работы супруга пожертвовав кинокарьерой. По советским обывательским меркам Румянцева схватила Бога за бороду – ведь она годами жила за границей. Мало кто знал, что Румянцева однажды не побоялась буквально прорваться к супругу в Египет, несмотря на угрозу войны в стране. Она вообще была похожа на своих героинь – отважных и неунывающих. Собственных детей у нее не родилось, но она искренне любила дочку мужа – Карину, а потом и ее сынишку.
В 1996 году квартиру супругов пытались ограбить. Хштоян сам обезвредил бандитов, но Надежда Васильевна получила сильный удар по голове. В 2001 году она упала с лестницы. Считается, что оба несчастных случая спровоцировали опухоль мозга, от которой актриса умерла в 2008 году.
Вера – Нина Меньшикова
«МамВера» – так называла Тоська свою самую старшую соседку. Героиня Меньшиковой весь фильм получала письма от неверного, но раскаявшегося мужа и бросала их в печку. И лишь к концу один из конвертов был вскрыт, а письмо – прочитано, из чего зрители сделали вывод: у мамВеры все будет хорошо.
Нина Евгеньевна обладала удивительной внешностью, которая позволяла ей играть родственниц Ленина, партийных работников, учительниц и одновременно мещанок, доярок, женщин войны (актриса сама имела медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне). Но на первом месте у нее были муж и сын, которые затмили эту незаурядную актрису по известности: Станислав Ростоцкий и Андрей Ростоцкий. В отличие от Веры, Нина Меньшикова мудро относилась к увлечениям супруга-режиссера. И, как показала жизнь, это совсем не самое страшное. В 2001 году она потеряла мужа, а меньше чем через год – сына. Актер, режиссер, каскадер Андрей Ростоцкий погиб на съемках в 45 лет. Нина Евгеньевна, которая с 1991 года оставила кино, чтобы как-то зацепиться за жизнь, ненадолго вернулась в профессию, сыграв две роли. В 2007 году ее не стало.
Анфиса – Светлана Дружинина
Героиня Дружининой в фильме – легкомысленная красотка, которая работает на непонятном «коммутаторе», безответственно дежурит по комнате, тумбочка у нее забита не книгами, а флакончиками, и вообще она «такая» – со значением говорит один из парней. Именно у Анфисы Тося отбивает Илью.
В финале фильма Анфиса встает на «путь исправления», и мы видим ее с лопатой и в ватнике, который смотрится на красавице инородным предметом. Рассказывают, что Рыбников умолял режиссера взять на роль Анфисы свою жену Аллу Ларионову и, получив, отказ, срывал зло и на Румянцевой, и на Дружининой. Потом пересмотрел отснятый материал, опомнился и проиграл эти эпизоды заново. Не зря ведь он похудел для роли на 20 килограммов!
На самом деле Дружинина не нуждалась ни в чьем внимании, так как к моменту съемок была счастливо замужем за Анатолием Мукасеем, теперь он один из самых прославленных советских операторов, лауреат Госпремии. В 1961 году у супругов был уже трехлетний сынишка Толя. А браку Светланы и Анатолия скоро 60 лет!
Вместо лопаты Светлана Сергеевна взяла в руки режиссерский мегафон. «Гардемарины» и «Тайны дворцовых переворотов» сняты ею, во многих фильмах Дружининой главным оператором был супруг Анатолий Мукасей.
У пары родился еще один сын, Михаил. В 1978 году в семье случилось страшное несчастье: Анатолий Мукасей-младший, подававший большие надежды как художник, выбросился из окна. У него остался сын. Внука и внучку маме подарил и Миша. Дружинина никогда публично не говорит о своем погибшем сыне.
Катя – Люсьена Овчинникова
К моменту съемок Люсьене было уже 30, за плечами несколько ролей, сделавших ее узнаваемой, но ей вновь досталось изобразить простую русскую девушку – ту, которая работает на совесть, танцует до упаду, с пол-оборота смеется и плачет.
По фильму у Кати был жених – такой же простой и ясный Сашка. В «Девчатах» актриса дуэтом с Николаем Погодиным спела «Старый клен», и он «стучит в стекло» не одному поколению.
В жизни Люсьена Ивановна была такой же естественной и безгранично женственной. Казалось, мужчины должны просто стоять в очередь, чтобы ее защитить и обогреть, что она должна быть окружена детишками и вообще большой дружной семьей. На самом деле все было не так.
Первой серьезной любовью актрисы стал режиссер Владимир Храмов, но отношения распались. Затем она очень сильно влюбилась в коллегу по театру им. Маяковского Александра Холодкова, который был старше ее на 14 лет. Как назло, в него же влюбилась одна из возрастных прим театра. И Люсьена умудрилась подружиться с соперницей, а Холодков умер уже в 1965 году, прямо у Люсьены на руках.
Единственный официальный брак был у нее с актером Валентином Козловым. Более-менее известная роль Козлова – как ни странно, жених героини Надежды Румянцевой в фильме «Неподдающиеся» того же Юрия Чулюкина. Но это было аж в 1959 году, а потом стройного красавца кинорежиссеры как-то не замечали. Он пил и мог даже поднять на жену руку.
А Люсьена Ивановна снималась, хотя ее единственной главной ролью была Зина в фильме «Мама вышла замуж». Мамой в жизни ей стать так и не удалось. Но все артисты, которым доводилось играть ее детей, – Елена Проклова, Николай Бурляев – чувствовали настоящее материнское отношение Люсьены Ивановны к себе, и даже много лет спустя после съемок.
Известность и востребованность жены тяготила Козлова, хотя в Овчинниковой не было ни капли звездности: она выносила мусор в халатике, сидела со старушками у подъезда, в эпоху всеобщего дефицита, несмотря на требование очереди пройти вперед, стояла, как и все, за подсолнечным маслом. И никогда ничего не просила, жила с мужем в однушке. Когда Козлов умер, у нее даже не было денег толком его похоронить. Какую-то сумму ей дал Станислав Садальский.
Мужа Овчинникова пережила всего на четыре месяца, Она была совсем одна на свете, и урну с ее прахом поместили в колумбарии Введенского кладбища.
Надя – Инна Макарова
К 1961 году Инна Макарова была звездой советского экрана. Студенткой она сыграла Любку Шевцову в «Молодой гвардии» и получила Сталинскую премию. Зрители обожали дуэт Макаровой и того же Рыбникова в фильме «Высота» (1957 год), Макаровой и Алексея Баталова (1958) в «Дорогой мой человек». И вдруг 35-летняя прима, мать дочки-школьницы, имеющая за плечами брак с народным артистом СССР Бондарчуком, соглашается на роль дурнушки и старой девы, которая готова выйти замуж за пожилого сморчка и жадину.
Но Макарова не была бы звездой, если бы не приняла этот вызов. Роль она сыграла так, что ее эпизодическая героиня запомнилась всем без исключения. Другое дело, что сценарист Борис Бедный, по повести которого снимался фильм, наделил Надю сильным характером: в финале она понимала, что брак с «Ксан Ксанычем» не украсит серых будней, и отказывает жениху прямо на пороге выделенной будущим молодоженам комнаты. Эти сцены были сыграны и сняты. А Чулюкин решил все переиграть, Надя была обречена на старого неинтересного мужа. Инна Макарова не простила этого режиссеру и на премьеру не явилась.
В прошлом году Инна Владимировна отметила свой 90-летний юбилей. Четыре года назад она потеряла второго мужа – выдающегося хирурга, ученого Михаила Перельмана. Михаил Израилевич, в частности, делал сложнейшую 6-часовую операцию на легком выдающемуся фигуристу Александру Горшкову в 1975 году, и через год Горшков с Людмилой Пахомовой стал олимпийским чемпионом.
Дочь Инны Владимировны Наталья сыграла звездную роль в фильме Тарковского «Солярис». Сейчас она – режиссер. У Макаровой талантливые внуки – Иван и Мария Бурляевы, есть правнуки.
Это, наверное, самая счастливая женская судьба из всех «Девчат».