Выше мы перечислили светские праздники, выпавшие на сегодня, также на данное число назначены важные религиозные праздники, о которых не стоит забывать.
Народный праздник «День Якова» отмечается 5 ноября (по старому стилю — 23 октября). В православной церкви это дата почтения памяти апостола от 70-ти Иакова, брата Господня по плоти. Другие названия праздника: «Гужники», «Яков», «Яков Гужник», «Яков Праведный». Люди верили в то, что птицы 5 ноября могут успокоить землю своим пением. Поэтому, проводили различные обряды, связанные с тем, чтобы обеспечить хороший урожай в следующем году. Существует несколько предположений, почему Иакова называли братом Христа. Согласно одному из них, Иаков является двоюродным братом Иисуса. Доподлинная история жизни святого мало известна. Он упоминается лишь в нескольких посланиях и деяниях, уже будучи признанным апостолом. Согласно библейским книгам, Иаков поверил в Иисуса Христа только после его воскрешения. Он известен как апостол от 70-ти и как 1-й епископ Иерусалима. Смерть его была мучительной. Он пострадал от рук иудеев. На Руси в этот день было принято играть в так называемые пчелиные игры — подражать жужжанию пчел и есть мед. Говорили, что чем больше меда съест хозяин и чем громче будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной, и тем больше меда удастся собрать следующим летом. Но одного меда много не съешь: «Есть захочешь, да много не проглотишь». Поэтому также угощались в этот день медовыми пряниками и медовухой. Яков считался покровителем любой мужской работы, которой занимались 5 ноября. В простонародье день получил название Гужники, так как в этот день крестьяне делали гужи из сыромятной кожи, проверяли конскую сбрую. Гужем называлась кожаная глухая петля в конной упряжи, укрепленная в хомутных клешнях. В этот день мужчины также валяли валенки, занимались плотницкими, скобяными и столярными делами. 5 ноября незамужние девушки ткали праздничные вожжи, которые впоследствии планировалось использовать для свадебного поезда, а затем дарили их своим женихам. Ещё девушки ходили по домам и присматривали, чем заняты парни. Если молодой человек трудился, это означало, что он станет хорошим и работящим мужем, а если спал, то лучше с ним жизнь было не связывать. А еще в этот день «закармливали» землю кусками пирога, оставшегося после празднования Казанской. Пирог разламывался на кусочки и разбрасывался по сжатой ниве. Крестьяне верили, что зимние птицы (снегири, свиристели, чечетки, вьюрки), прилетят полакомиться пирогом и своими голосами «успокоят землю» и упросят её дать хороший урожай хлеба в следующем году. На Якова справляли последние осенины — проводы осени. Как подмечали наши предки, в этот день падал второй снег. Если он был обильным и не таял, то зима обещала быть мягкой, а лето — урожайным. «Снега надует — хлеба прибудет», — говорили в народе. Если же выпадал мелкий, твердый снег (крупа) или град, то зиму ждали с Матрениного дня (22 ноября).
Св. апостол Иаков называется братом Господним, потому что был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Богородицы. От самого рождения он был назореем, то есть посвященным Богу, и вел жизнь строгую, в посте и молитве, не пил вина, не ел мяса, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Уверовав во Христа, сделался Его апостолом. По назначению Самого Иисуса Христа он был первым епископом в Иерусалиме. За святую жизнь ап. Иакова уважали не только христиане, но и неверующие иудеи. Он представительствовал на апостольском соборе в Иерусалиме, бывшем около 50 г. по Р.Х., для решения вопроса: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный обрядовый закон? Тридцать лет Иаков был епископом в Иерусалиме и многих из иудеев обратил ко Христу. Иудеи во главе с первосвященником Ананией задумали погубить праведника. Они возвели его на кровлю храма и требовали, чтобы он внушил народу не веровать во Христа. Но Иаков оттуда громогласно начала проповедовать о Христе. Тогда иудейские фарисеи и книжники пришли в ярость и столкнули его с крыши. Святой, собрав последние силы, стал на колени и начал молиться за своих врагов. Между тем в него бросали камни, а из толпы бросился на святого один суконщик и, ударив палкой по голове, умертвил его. Тело его погребли близ храма. Св. апостол Иаков первым составил чин литургии, которая совершается в Иерусалиме однажды в год, в день его памяти, и которую святой Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили. Он также написал первое из так называемых соборных посланий, где учит, что вера без дел мертва. Скончался около 63 г. по Р.Х. будучи 66 лет. Мощи его находятся в Риме. В Москве в Староиерусалимском подворье есть часть мощей.
Преподобный Иаков называется Боровицким чудотворцем, потому что мощи его явились близ селения Боровичей и там истекло от них много чудес. Это было в 1543 г. Кто был св. Иаков и откуда прибыли его мощи, неизвестно. Святой отроческих лет. Мощи его явились на реке Мете. Они приплыли в гробе на льдине против течения реки во время весеннего ее вскрытия. Народ сначала три раза отталкивал и отводил гроб от берега, но он все приставал к берегу близ Боровичей. Между тем, святой отрок три раза являлся во сне некоторым из поселян и говорил им: «Зачем, будучи сами христианами, немилосердно гоните меня, подобного вам христианина? Если же хотите знать мое имя, то я тезоименит (т.е. соименник) св. апостолу Иакову, брату Божию!» После этого мощи были поставлены сначала в часовне, а потом в храме. В 1657 г. патриарх Никон перенес их в Иверскую обитель на Валдайском озере.
Святитель Игнатий был патриархом в Константинополе в IX в. Происходил из царского рода. В пятнадцать лет он был заключен в монастырь Львом Армянином, который захватил в свои руки престол отца его. Жизнь в монастыре развила в св. Игнатии благочестие и твердость характера. Скоро сделали его настоятелем обители, а затем, по желанию императрицы Феодоры, поставили патриархом. В его время императорский двор, как и сам император, отличались развратной жизнью, и патриарх Игнатий со всей силой восстал против такой жизни, особенно же против дяди императора, Варды, который, за его малолетством, управлял империей и много содействовал его развращению. Он увещевал Варду оставить развратную жизнь и не портить императора, отдав его влиянию благочестивой матери Феодоры, наконец, в присутствии народа лишил Варду Святых Тайн. Варда не исправился, но сильно возненавидел Игнатия, без всякого суда свел его с престола и сослал в заточение на остров Теревинф. Тогда народ, который любил святого патриарха, произвел волнение по случаю его изгнания, так что собран был собор для суда над ним. На соборе силой и разными оскорблениями и даже побоями заставляли святого Игнатия отречься от престола, но он молчал. Так мучили святого пятнадцать дней. Но с воцарением Василия Македонянина св. Игнатию был возвращен патриарший престол, и он еще десять лет был патриархом. Скончался, будучи 78 лет, в 877 г.