Камиля Писсарро называли предтечей европейского импрессионизма, оказавшим огромное влияние на художников, писавших в дальнейшем в этом жанре. Художник бросил высокооплачиваемую работу, чтобы посвятить себя живописи, однако это занятие не приносило приличного дохода. Это сегодня его картины стоят сотни тысяч долларов, а при жизни их стоимость иногда оценивалась в одно пирожное.
Далвич-колледж. Лондон. Камиль Писсарро, 1871 год.
В своих воспоминаниях французский художник Камиль Писсарро писал: «Я был в 1852 году хорошо оплачиваемым клерком в Сен-Тома, но я не смог там выдержать. Не раздумывая долго, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы сразу порвать связь с буржуазной жизнью. То, что я претерпел, невообразимо, то, что мне приходится терпеть сейчас, – ужасно. […] Однако если можно было бы начать сначала, я думаю, я не стал бы колебаться и пошел бы по тому же пути».
Бульвар Монмартр весной. Камиль Писсарро, 1897 год.
Но, как говорится, одной духовной пищей сыт не будешь. Тем более что дома художника ждали жена и восемь детей. На помощь Камилю Писсарро пришел его друг Эжен Мурер. Он тоже очень любил живопись и относил себя к импрессионистам, но основным занятием Эжена была кондитерская. Он часто подкармливал голодных художников, а они, чтобы хоть как-то отблагодарить Эжена, презентовали ему свои полотна.
Автопортрет. Камиль Писсарро, 1873 год.
Эжен Мурер у своей печи. Камиль Писсарро, 1877 год.
Картины Камиля Писсарро продавались и ряда вон плохо, и однажды Эжен Мурер решил ему помочь. Владелец кондитерской устроил лотерею. Одними из призов были 4 картины Писсарро. Для участия в лотерее необходимо было заплатить 1 франк за вход. Одну картину художника выиграла девушка, однако она считала себя слишком далекой от искусства и отдала Муреру полотно, заплатив им за пирожное. Художнику тяжело было наблюдать эту сцену, но в тот вечер Эжен Мурер передал ему целых 100 франков. Это считалось довольно хорошим заработком для Писсарро. Ему было чем накормить семью.
Портрет Эжена Мурера. Камиль Писсарро, 1878 год.
История с картиной, проданной за пирожное, ударила по самолюбию художника, но гораздо тяжелее ему пришлось после возвращения домой в Париж из Англии в 1871 году. Тогда бушевала франко-прусская война. Писсарро с семьей вынужден был скрываться на Британских островах. По возвращении домой он увидел, что дом практически разграблен (во время войны там квартировали немцы). Но тяжелее всего было видеть испорченные картины. Их скопилось примерно 1500, а уцелело только 42. Немцы использовали холсты вместо фартуков, стелили их на пол, выбрасывали на навозную кучу.
Картина импрессиониста Камиля Писсарро.
Камилю Писсарро посчастливилось добиться признания еще при жизни, правда, уже в преклонном возрасте. Что касается его друга Эжена Мурера, то у владельца кондитерской собралась приличная коллекция картин. Некоторые художники считали, что он нажился на полотнах, ведь к концу XIX века за работы импрессионистов стали хорошо платить. Однако Эжен Мурер не сумел разбогатеть на этом, т. к. еще раньше распродал свою коллекцию практически за бесценок, потому что очень нуждался в деньгах.