Краеведам, исследующим дореволюционную историю нашего города, часто приходится сталкиваться с упоминанием имен самарских подьячих, а затем и сменивших их нотариусов. Эти представители закона играли большую роль в жизни нашей губернии. Деятельность своих предшественников хорошо изучили сотрудники нынешней областной Нотариальной палаты. И зафиксировали их истории. Так родилась «Золотая книга самарского нотариата».
Все сделки по недвижимости, торговые соглашения и даже покупка крепостных в России проходили при участии подьячих, а затем и введенных Петром Первым нотариусов. Они относились к самым образованным и состоятельным людям своего времени. Нотариусы, прежде чем приступить к своей деятельности, должны были пройти строгий отбор и суровый экзамен. К тому же они просто обязаны были иметь незапятнанную репутацию.
Нотариусы дореволюционной Самары владели собственными конторами, собственными, в том числе и доходными, домами, выдвигались в городскую и губернскую думы. Были знатоками и покровителями искусств. Возглавляли различные благотворительные и спортивные общества города. Имена нотариусов Юрина, Смирнова-Треплева, Афанасьева, Швецова и других постоянно фигурируют в работах самарских историков.
Взгляд в историю
Удостоверение сделок началось, наверное, с того момента, как зародились товарно-денежные отношения. А может быть, еще раньше. В период простого обмена товара на товар. Как иначе было доказать, что ты владеешь куском земли правомерно, что ты отдал за него бывшему хозяину территории свою лучшую корову?
Недавно найдены документы, имеющие признаки нотариального удостоверения на Руси, датируемые XII веком. Вот новгородская берестяная грамота. Удостоверена первым из известных нам «нотариусов» Древней Руси по имени Торлин. Она свидетельствует о существовавшей уже в те времена практике заверять сделки экономического характера.
Впервые термин «нотариус» в нашей стране ввел в оборот Петр Первый. До этого в течение нескольких веков нотариальные функции исполняли площадные подьячие. Со временем менялась структура и форма этого института. Но оставалась неизменной задача: предотвратить судебные споры, а в случае возникновения таковых - обеспечить нотариальным удостоверением объективные и неопровержимые доказательства фактов.
Юридический контроль
В 1586 году по приказу царя Федора Ивановича на юго-восточных рубежах Российского государства был основан город- крепость Самара. Оказавшись под защитой, край стал интенсивно заселяться, особенно после Смутного времени. В конце XVI - начале XVII века на Самарской луке начал складываться земледельческо-промысловый район с оседлым населением, возникли села. Территории вокруг Самарской крепости превращались в земельные владения бояр, дворян, монастырей и стали объектами пожалований, купли и продажи. Естественно, возникла необходимость юридически контролировать и фиксировать эти акты. Первоначально это делалось приказными подьячими, обеспечивавшими деятельность главы местной администрации - воеводы.
Основным делом приказных подьячих было составление актов и грамот, их подписание, выдача просителям оригиналов документов, копий и справок. Непосредственное руководство их работой осуществлял специальный дьяк.
Дьяки и подьячие
Известно, что в 1614 - 1617 годах самарским дьяком служил Постник Калачев, в 1617 - 1618 - Нелюб Огарев. Назначал подьячих сам воевода. В первой половине XVII века их в Самаре было немного, один-два. Но к 80-м годам количество их удвоилось. В дальнейшем службу в Самаре исправляли четверо подьячих.
Важнейшим видом их деятельности, помимо правового оформления земельных участков, было участие в межевании и описании земель, которое производилось по указанию воеводы и Поместного приказа.
Заседали подьячие в съезжей («приказной») избе. Там хранились государевы грамоты, печать, приходные и расходные документы, росписи разных податей и сборов и специальные книги. Возможно, на остатки сруба этой избы наткнутся когда-нибудь наши неутомимые археологи, ведущие раскопки на месте Самарской крепости.
С ростом населения города увеличивалась и деловая активность посадских людей, которые при совершении различных сделок и оформлении документов обращались к подьячим. Те, исполняя канцелярские обязанности при воеводе, оказывались не способными обеспечить своими услугами всех желающих, которым могло понадобиться составить какой-нибудь акт или, к примеру, написать челобитную. Это привело к появлению в городе так называемых «площадных подьячих».
«Чернильные души»
Первые известия о работе подьячих в Самаре относятся к последней четверти XVII века. Хотя формирование этого чиновного слоя в Самарском крае происходило с некоторым отставанием от общероссийской динамики. В более древних городах институт площадных подьячих начал складываться с середины ХVI века.
Они не состояли на государственной службе, но действовали под надзором правительства. Жалованья от государства не получали. А за составление документов брали с обращавшихся к ним лиц плату, называвшуюся «писчее» или «могарыч». Недаром занятие подобным ремеслом в старину называлось «кормиться пером».
В связи с отсутствием единых размеров тарифа плата бралась по соглашению с клиентами и делилась поровну. Народ подшучивал над подьячими, устроившимися на Хлебной площади или прямо у пристани, где грузилось зерно, называя их «чернильными душами» и «крючками бумажными». Но все ж тянулся к ним за помощью в составлении любых «гумаг». Рабочий люд раздражало, что человек, поводив пером по бумаге, без особых трудов зарабатывал себе на жизнь. Вот среди самарцев и бытовали поговорки: «Подьячий и со смерти за труды просит», «Кто подьячего обманет, тот трех дней не проживет». Детальное описание функций площадных подьячих дано в Соборном уложении 1649 года.
Окончание следует.