Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. Давайте выясним, какого числа масленица 2018, историю этого замечательного праздника, традиции празднования и масленичные обряды. И узнаем как отмечали праздник масленицы на Руси наши предки.
Масленица — последняя неделя перед пасхальным постом. Каждый год Масленица отмечается в разные числа, все зависит от начала Великого поста и, соответственно, Пасхи. Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом. Эта неделя готовит людей к посту и начала духовного и физического очищения. Масленица всегда начинается с понедельника, а заканчивается Прощеным воскресеньем.
В 2018 году Масленица начинается 12 февраля в понедельник и продлится до 18 февраля включительно.
Содержание
На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму.
Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — языческого бога солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего.
Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю. До крещения Руси праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после.
С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Отменить Масленицу и запретить развлечения церковь не решилась, несмотря на все развеселые и не очень-то соответствующие религиозным правилам традиции: уж слишком значимым был этот праздник для народа.
Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. За неделю перед Великим Постом мясо есть уже нельзя, но людям и не особо это надо, ведь на Масленицу пекут блины.
Их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытыми и не страдать от отсутствия мясной пищи. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом. Но в православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению.
Многие задаются вопросом, почему именно на Масленицу пекут блины. Не трудно догадаться, что они являются символом, в котором скрыт глубокий смысл.
Слово «блин» происходит от древнего «млин», означающего «перемалывать». И действительно, ведь для приготовления этого блюда основным ингредиентом является намеленная мука.
Драники, лаваш, буррито, маца — все эти лакомства являются неким подобием русского угощения. Причем они имеют одну общую особенность — круглую форму.
И тут можно ответить на самый главный вопрос. Блины пекут на Масленицу, так как они являются символом солнца, счастливых дней, хороших урожаем и удачных браков, передает сайт Rosregistr.ru. Согласитесь, они действительно на него походят: такие же круглые, румяные и горячие.
Настоящее щедрое солнышко. Кроме того, блины принято поливать топленым маслом. Оно в свою очередь символизирует жертвы, которые ранее приносили могучим каменным идолам.
Поедание блинов тоже имело свое значение. Люди верили, что так они приближают весну и теплые деньки. С каждым кусочком они как бы получали энергию яркого солнышка. Это блюдо действительно имело для древних огромное значение, а его поедание — настоящий ритуал, который стал для нас доброй традицией.
Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.
Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки.
И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.
А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу.
Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.
Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.
И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.
По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей.
Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.
После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.
Масленица – персонаж славянской мифологии, символизирующий Зиму и Смерть.
По славянской мифологии в эти дни Зима-Марена и Чернобог обретают большую власть, весь мир еще находится во власти зимы. В это время, напоследок, веселятся духи Тьмы.
Праздник Масленицы – это веселые проводы зимы. Масленицу на Руси всегда праздновали широко и весело. Он считался самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ.
В самом начале праздника Масленицу торжественно встречали с песнопениями на горке (на возвышенности). Из соломы делали чучело «Масленицу», которое обряжали в женскую одежду, с блином или сковородой в руках. На самом деле, это было чучело «Зимы», его катали, провожали и в результате сжигали, тем самым окончательно провожаю зиму.
После этого обряда с чучелом народ весело провожал зиму всю масленичную неделю – пекли блины, катались с гор, веселились на ярмарке.
Для развлечения народа в масленичную неделю было все: ярмарки, деревянные театры, балаганы, маскарады, цирк, карусели, ледяные горки, кулачные бои, снежные городки, катание на санях. Люди пировали, ходили в гости, угощали друг друга блинами.
Коней запрягали в расписные сани, крытые ковром или медвежьей шкурой, украшали цветными ленточками, бубенцами и колокольчиками. Празднично звенели колокольчики и бубенцы, весело мчались запряженные сани с наряженными людьми по улицам городов и деревень.
Сначала для создания ледяных горок использовали естественные рельефы местности – пригорки, берега рек, овраги, которые заливали водой. Позднее на центральных площадях городов стали строить деревянные горки, изобрели специальные санки в виде лодки на полозьях.
На базарных площадях, возле ледяных горок, разворачивалась ярмарка, шла торговля горячим чаем из самоваров, пирогами и блинами. Тут же располагался балаган (театр), собравшихся людей веселили скоморохи.
Люди возводили из снега снежный городок-крепость с башнями и воротами. Участники будущего сражения делились на две группы. Одна группа осаждала крепость, а ее защитники отбивались снежками. Такие снежные баталии тоже проходили весело.
В последний день Масленицы на базарной площади собирался народ – поглядеть и поучаствовать в кулачных боях «стенка на стенку». Сначала участники делились на две группы и вставали друг против друга. А кончались бои тем, что все дрались в одной куче, не разбирая ни родных, ни друзей.
Блины – главный атрибут масленицы. Круглые и горячие, они олицетворяют символ Солнца. Блины в масленичную неделю пекли и поедали в большом количестве.
Оставшиеся после праздника блины отдавали нищим или домашним животным.
В последний день масленичной недели (накануне весеннего равноденствия) проводили обряд: с песнями и приговорами по улицам шла веселая процессия ряженых людей с соломенным чучелом «Зимы-Масленицы», которую чествовали и приглашали вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали на обрядовом костре. Одновременно зазывали Весну. Обряд проводили на возвышенности (на горке).
Далее обряд сопровождался общим костром на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, дабы избавляясь от старого — открываешь дорогу новому.
Дети тоже провожали Масленицу. Они делали куклу из соломы или тонких веточек. На голову кукле навязывали разноцветные лоскутки ткани и ленточки. Эту куклу в последний день Масленицы кидали в костер, на котором взрослые сжигали большое чучело Масленицы.
Кроме этого дети дули в глиняные свистульки, чей звук напоминал пение птиц – это тоже обряд зазывания Весны. Такие глиняные свистульки продаются на масленичных ярмарках и сейчас.
Испокон веков Масленица считалась радостным праздником. Эта праздничная неделя ассоциировалась с приятным перезвоном колокольчиков на тройках и вкусными блинами. Чаепития и народные гулянья также являются неотъемлемым атрибутом этого праздника.
Многие полагают, что Масленица является языческим праздником, однако, это не так. На самом деле эту неделю следует использовать, чтобы достичь примирения с ближним и подготовиться к покаянию перед Всевышним.
Масленица – это время для общения со своими друзьями и родными.
У этого праздника есть несколько названий. К примеру, сырная неделя, потому что на столах сыра в эти семь дней просто в изобилии, или мясопустная неделя, потому что люди отказываются употреблять мясо.
На селе этот праздник отмечают с большим размахом. Очень распространены здесь купания в прорубях и катания на санках вместе с кулачными боями.
Масленица – это время веселья. Если же вы встречаете этот праздник по-другому, то, согласно поверьям, целый год не будет радости в вашем доме, а жить будете бедно. Самым главным угощением этой недели являются блины, которые готовятся хозяйками в каждом доме ежедневно. К ним полагается немало начинок. Можно добавить творог, малиновое или другое варенье, мед, сыр.
Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. И нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.
Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Каждый день Сырной недели имеет свое название:
Именно с этого дня в семья начинали печь блины. Перед тем как замесить тесто на первые блины, самая старшая женщина в доме, выходила на улицу, после того, как уже появились звезды, и шла к реке, озеру или просто колодцу, смотрела в воду и просила месяц заглянуть в окошко дома и подуть на опару: «Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!».
По традиции первый блин выносили на крыльцо и говорили: «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» — и после этого отдавали бездомному, что тот помолился за умерших родственников.
Вечером в дом приглашали всю родню, а невестку отправляли к себе домой, для того, чтобы на следующий день прийти к ним в гости.
Также в понедельник из старой и ненужной женской одежды сооружали чучело, которое сначала возили по всей деревне, при этом пели и танцевали, и которое потом ставили посреди центральной части города или на самой высокой точке.
Во второй день Масленицы было принято ходить по гостям, посещать различные ярмарки, где скоморохи устраивали различные спектакли, а также катались на санках. Очень распространено было смотрины невест, для того, чтобы после Великого Поста сыграть свадьбу.
В этот день в домах накрывали очень пышные столы. В среду теща зазывала к себе зятя и угощала блинами. Считалось, если теща и зять находится в хороших отношениях, то это просто хорошая и давняя традиция угощения блинами, а если теща и зять находились в ссоре, то это был хороший повод для примирения.
С четвертого дня прекращались все работы по дому и празднование Масленицы начиналось в полную силу. Самыми распространенными развлечениями были: кулачные бои, катания на санках, качелях, люди соревновались в поедании блинов и другой еды.
В четверг было принято почитать бога Велеса, он покровительствует домашнему скоту. И первый блин пекся в виде оладушек, которые давали съедать корове. Также в четверг объезжали молоденьких лошадей.
На Тещины вечерки, теща ходила к своему зятю на блины.
В этот день невестки накрывали столы различными яствами и приглашали сестер мужа на праздник. Если девушка была не замужем, тогда она приглашала в гости своих подруг. Если девушка была помолвлена, тогда она дарила своим родным подарки.
В последний день Масленицы сжигалось чучело и вся еда, которая осталась после праздников, пепел развеивали на поле или над речкой. Считалось, что развеянный пепел разбудит спящую землю. Вечером в церкви проводился специальный обряд прощения, люди друг у друга просили прощение и после этого целовались, это делалось для того, чтобы именно с чистою Душой и сердцем начать Великий Пост.
По старым обычаям за стол в последний день Масленицы принято садится семь раз, по количеству дней праздника. В седьмой раз, семья должна садиться за стол в полном составе. Еда, которая осталась после ужина не убиралась, она накрывалась белой скатертью, а потом овечьей меховой шкурой, считалось, что весь год в семье тогда не будет разногласий.
Перед закатом люди собирались и шли на кладбище, кланялись своим усопшим близким и оставляли на могилах блины.
В последний день Масленицы спиртное пили очень мало и было принято уснуть до полуночи.
В понедельник утром шли в баню (Чистый понедельник), начинался Великий Пост.
По традиции предков, Масленица должна проводится очень богата и весело, люди не должны скупится на угощения, т.е. как проведешь Масленицу, так и год пройдет.
Если блины у хозяйки получаются красивые и пышные – то и год будет благополучный и богат на урожай, а если прилипают и не получаются – то ждать в году неприятностей.
Чем больше блинов в доме испекут на Масленицу, тем богаче в доме станет, а если мало блинов хозяйке испечет, то и урожая не будет. Считалось, что каждый испечённый блин ассоциировался с солнцем, т.е. один блин – один солнечный день, и чем больше блинов, тем больше солнечных дней. Но в тоже время, слишком много блинов тоже плохо, так как будет засуха, а если слишком мало, то будет плохая погода, и урожай не уродится, то есть должна быть золотая середина.