Церковное название Масленицы – Сырная (или мясопустная) седмица. В этот период разрешается употреблять молочные продукты, яйца и рыбу, а от мяса следует воздержаться. То есть, это своего рода подготовка к посту. Смысл праздника — в добром общении с ближними — друзьями, родственниками. Заканчивается Масленица Прощёным Воскресением.
Невероятно веселый и необычный праздник Масленица пришел к нам от наших далеких предков. Наверное нет такого праздника который так плотно переплел времена языческой и христианской культуры, и в своей обрядности смог донести до современников веру, надежду и желание человека провести длинную и строгую Зиму и встретить новую жизнь — Весну.
В языческом мире славян праздник Масленицы особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы», совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований. Во многих местах по-прежнему на Масленицу жгут соломенное чучело.
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА
Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя, Мясопуст, Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье, Блинщина, Блинная неделя, Поползуха, Объедуха, Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица, Кривая неделя, Боярыня-масленица, Госпожа Масленица, Молочная неделя, Молочница; полес. Весна, Запускный тыждень, Запустный тыждень, Масленая колядуха, Масленая (неделя), Масленая полизуха, Масленица, Масленка, Масленый тыждень, Маслоед, Масная, Масница, Масный тыждень, Отпущальная, Прощальный тыждень, Пустый тыждень, Сыропная неделя; белор. Масленіца, Масленка, Масніца; укр. Ма́сниця, Пущення, Сиропуст, Пироги, Колодка, Колодій, Заговини, Сирний тиждень.
Главным блюдом Масленицы являются блины. Почему? Потому что древние славяне считали, что блин – символ солнца! Кругленький, золотистый, горячий – почему бы и нет. Так что в день весеннего равноденствия (на праздник Масленицы) было принято печь блины в честь Солнца – божества, которое дарило тепло, свет и жизнь.
В те далекие времена в дар языческим богам приносили именно блины и лепешки – жертвенный хлеб. Символом солнца встречали весну и провожали зиму. Вот, отказывается, почему блины на Масленицу пекут.
Обряды и традиции проведения:
1. Выпечка блинов, символизирующих Солнце и в их приготовление вкладывали душу. Тесто всегда замешивали в хорошем настроении, с добрыми помыслами, чтобы передать всем, вкушающим блины, тёплые чувства.
2. Взятие снежной крепости. Это была борьба Нового (сил тепла) и устоев Равновесия (сил холода). Женщины, олицетворяющие равновесие, находились на вершине крепости и охраняли богиню Марену (Мару), сделанную из веток и соломы, символизирующую Зиму. Мужчины, олицетворяющие силы нового, должны были взять крепость и вынести Марену из её чертогов. Но не с первого раза, а только с третьего. Это символизировало триединство. Первые два раза мужчины благоразумно отступали, пытаясь схватить у девушек какие-нибудь вещицы. И, наконец, в третий раз, силы Нового побеждали и несли соломенное чучело Марены-Зимы к костру.
3. Обряд пробуждения Медведя. По дороге они шли мимо “берлоги Медведя”, которого будили и угощали первым блином. Пробуждение медведя, “кома” символизировало пробуждение всей природы, наступление весны.
4. Сжигание соломенного чучела означало проводы Зимы в её ледяные чертоги. Дома также заранее изготавливали маленьких кукол, подобных большой, да и разные другие фигурки — коняшки, птички, цветочки, звездочки из всевозможных верёвочек, платочков, бумаги, пакли, дерева и соломы. В них вкладывалось всё плохое, от чего хотели избавиться. Когда в последний день Масленицы сжигали Зиму, бросали в костёр и самодельные фигурки, выкидывая с ними все беды и болезни.
5. Хоровод и скоморохи. Когда зажигали костёр вокруг чучела, чтобы огонь сильнее разошёлся, начинали водить вокруг него хороводы и петь песни: “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”. А скоморохи показывали представления, пели частушки. “Как на масленой неделе из трубы блины летели!..”
6. Празднование за общим столом, богатым угощениями: блины с маслом и мёдом, овсяный кисель, печенье, хлебцы-комы, травяные чаи и множество других яств.
Масленица на Руси – языческий праздник, который появился задолго до принятия христианства. Праздника Масленица в церковном календаре нет, зато есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, но их смысл сильно отличается от народной Масленицы. Многовековое влияние христианства трансформировало Масленицу и сделало ее по сути неделей отдыха и веселья, которая, кстати, тоже ничего общего не имеет с той самой “первоначальной” языческой Масленицей.
Сырная седмица готовит верующих к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей.
Святитель Тихон Задонский писал: “Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина”.
Во всех храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь».
Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.