Наблюдать за выразительной мимикой и эмоциональными жестами маэстро - неотъемлемая часть удовольствия от концерта. Вот его руки порхают, словно лишенные веса. Вот он резко устремляет их вперед, словно мечет молнии. И вот победоносно вскидывает в качестве финальной точки.
Самара стала пятым и последним городом в программе гастролей Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова, которые проходили при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. На сцене Самарской государственной филармонии прозвучали арии и дуэты из «Травиаты», «Риголетто», «Богемы» и других произведений. Шедевры мирового оперного репертуара оркестр исполнял безупречно и будто играючи. В сложившейся атмосфере даже заминка с нотами, возникшая в финале концерта (листки, лежащие перед Владимиром Спиваковым, слиплись), выглядела занятной выдумкой, нисколько не смутившей маэстро.
- Я знаю эти сочинения наизусть, - пояснил он. - Однажды у меня был случай: в Бостоне мне случайно вместо нот «Ромео и Джульетты» Чайковского положили симфонию Шостаковича. Я продирижировал наизусть. С певцами лучше иметь ноты: голос живет немного отдельно от человека, зависит от климата, состояния здоровья, сухости помещения.
Может быть, в другом месте взято дыхание, где-то я должен подождать. Поэтому я стараюсь внимательно следить по нотам, особенно за молодыми певцами, которые не имеют большого опыта. В исполненной на бис «Застольной» из «Травиаты» дирижер принял участие в разыгранной солистами Надеждой Гулицкой и Алексеем Неклюдовым комической сценке.
- Надежда Гулицкая - талантливый человек, у нее большие возможности, - отметил Владимир Спиваков. - Мало кому из молодых певцов удается играть с настоящим оркестром. Леша Неклюдов сотрудничает с нами лет девять, и я думаю, что в самое ближайшее время это будет звезда. Он поет Ленского так, что вспоминаешь Лемешева.
Комментарии
Владимир Спиваков, художественный руководитель и главный дирижер национального филармонического оркестра России и государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы»:
- Силы так много работать дает любовь. К музыке, к публике. Зрители заряжают нас своей энергией. Каждый концерт превращается в праздник и дает ощущение, что существует сила против разрушения.
При составлении программы важно учитывать стилистику произведений. И кроме того, я ориентировался на то, что хотят петь молодые люди. Я всегда иду навстречу солистам. А потом выстраиваю общий принцип программы. У нас все хорошо продумано: люди постепенно вовлекаются в действие и в конце не хотят с нами расставаться.
В Самаре есть свой симфонический оркестр и происходит много разных музыкальных событий. Думаю, что это важно, чтобы коллектив оркестра получал достойную зарплату. Ведь это лицо города. Благодаря оркестру создается новая публика, приходят молодые люди, приводят своих друзей. Это то, что называется культурой города.
Мои коллеги - музыканты оркестра знают, что я ничего никогда не повторяю - просто не могу. Может быть, мне так повезло - у меня есть способность заново рождать сочинение. Это интересно в первую очередь музыкантам - вы видели, что в оркестре нет равнодушных лиц. Они совместно со мной рождают то, что мы потом получаем как продукт. Даю музыкантам много свободы. Я вообще люблю свободу.
Алексей Неклюдов, тенор, солист «Новой оперы», приглашенный солист Большого театра:
- Утомляют переезды, поскольку нужно рано вставать и соблюдать режим. А от самих выступлений получаем много энергии. С каждым концертом настроение все лучше и лучше. Тем более такая поддержка - такой замечательный оркестр! Мы сотрудничаем уже около девяти лет.
Маэстро Спиваков требовательный. Мы много работаем над дуэтами и над ариями. Например, сегодня перед выступлением была репетиция, несмотря на то, что мы эту же программу исполняли уже много раз. Но он всегда готов помочь - это здорово.