Старейшая российская биеннале современного искусства пройдет в этом году в Ширяево в десятый раз.
Художники из Великобритании, Германии, Италии, Индии, США, Франции, России и других стран с 14 августа начнут собираться в Самарской области, чтобы создать проекты на тему «Ликование» (так ее определили организаторы). 25 августа состоится «Номадическое шоу» - центральное событие фестиваля. Гости из Самары и других городов приедут в Ширяево, чтобы вместе с мастерами пройти по всем арт-объектам. Художественный руководитель биеннале и куратор основного проекта Неля Коржова рассказала «СГ» о том, как происходит отбор авторов и почему зрители должны идти за художником.
Особые приоритеты
- Прекрасно помню, как все начиналось. Мне кажется, я даже помню, как первый раз мы назвали слово «биеннале». Как приехали на вторую. Как на третью не было денег, и тем не менее все приехали.
Раз в два года мы создаем концепцию биеннале, обсуждаем ее с коллегами и вешаем на сайт вместе с историей фестиваля. Многих авторов интересует только тот формат, который имеет особый способ проживания. Мы не действуем по принципу «присылай работу, а мы ее повесим». Ведь подобная усредненная форма приводит к тому, что везде участвуют одни и те же авторы, одни и те же работы. Это рождает фрустрацию: нового мало, все похоже одно на другое. Когда мы задумывали нашу биеннале с Ромой (Роман Коржов - художник, комиссар Ширяевской биеннале. - Прим. авт.), сразу решили, что у нее будут другие приоритеты. К нам приезжают художники для творческой лаборатории, чтобы высказаться на заданную тему. В Ширяево мы предлагаем «идеальную» среду, безотносительную точку для высказывания - «потерянный рай»: место, где возможно простое непосредственное общение.
Распахнуть «коробочку»
- В этом году нам пришло более 100 заявок. Принято к участию около 30. Заявка - это первичный посыл автора. Я внимательно читаю их и пытаюсь представить, как будет выглядеть визуальный образ, соотнести с тем, что художник вообще делает. Моя задача - вообразить, как люди, не знакомые друг с другом, приедут в Ширяево и будут жить вместе. «Лето - это маленькая жизнь…»
Представление работ биеннале в Ширяево - это попытка распахнуть «коробочку». Когда посетитель заходит в музей или галерею, он попадает в «коробочку». Он смотрит не на произведение, а на инсталляцию. Например, в роскошном венском музее, где висят работы Рубенса и Рембрандта, вы смотрите не только на картины, но и на сам дом, на потрясающий интерьер. Вы видите не только конкретное произведение, а скорее продукт, который вам предлагают в некоем антураже. Мне всегда хотелось раскинуть эти стенки.
Поход за искусством
- «Номадическое шоу» - это форма презентации работ биеннале в виде прохождения по определенному пути. Она максимально актуальна. Мы все время кудато идем. Зрители всегда начинают путешествие с реки и постепенно поднимаются вверх.
В структуре «Номадического шоу» есть несколько проходных линий, накладывающихся друг на друга и создающих подобие архитектуры танца.
Есть проекты, которые будут располагаться в конкретных местах. Например, в пещерах выступит Московский ансамбль современной музыки. А художники из Франции Марсьяль Вердье и Виргиния Рочетти представляют там проект о счастье по фильму «Китаянки» Годара. Это будет в заключение «Номадического шоу».
Зритель - очень важная часть биеннале. Он материал и соучастник. И он хочет им быть, поскольку чувствует свою причастность. Или сотворец. Не принципиально. Если вы живописец, вас сама краска ведет, сама ее плотность диктует разговор о «новом уровне плотности жизни». Сложно расчленить способ самовыражения.
Четыре точки для остановки
- Люди не могут всегда идти, они должны где-то остановиться и созерцать. Поэтому у нас есть некие статичные точки на карте биеннале. Четыре павильона: «Опера», «Клуб 68», «Юрта» и «Ясли» будут работать с 7 сентября по 7 октября для всех желающих как выставки, на которых представлены работы участников биеннале.
«Клуб 68»
- Базовой формой в этом павильоне станет проект «Хохот» группы из Америки (Эйприл Линн, Адам Роуз, Эфрен Аркойрис, Розе Эрнандес).
«Ясли»
- В 1999-м, когда мы начинали, в этом месте располагался детский сад. Позже там обосновался конюшенный двор для туристов. Нам эта связь показалась интересной.
К тому же ясли - это место для домашних животных. И Христос родился в яслях. Можно сказать, что это «первый дом» для человека.
Здесь творит художник из Италии Стефано Бергамо. Он работает с античным наследием, делает фотоколлажи. Например, Посейдон с сумкой из «МакДональдса», прекрасные нимфы с заурядными предметами быта, орущий человек с макаронами изо рта. Античность - это же детство человечества, его первые прекрасные шаги… в яслях и с улыбкой.
«Юрта»
- Юрта - устройство, которое говорит о движении. Это «движущийся» дом. Он сборно-разборный, поскольку его перемещают. Сама идея «Номадического шоу» связана с прохождением. Как основа здесь будут представлены проекты художников СреднейАзии: Ерболсына Мельдибекова, Аятгали Тулеубек и Саодата Исмаилова.
«Опера»
- Базовой формой здесь станет транскультурный проект «Шибболет» четырех участниц из Лондона: Наталии Викулиной, Наталии Скобеевой, Ани Чариков-Миклбург и Ани Моховой. Это некий код, известный только небольшой группе людей, которая пользуется им для передачи информации. На общем фоне глобализации люди пытаются сохранить свою самость. Современное искусство - яркий пример того, как люди организуются и говорят на определенном языке кодов.
Во взаимодействии с этой идеей вступают авторы из Самары Олег Захаркин, Кирилл и Максим Якунины, создавая интерактивный объект «Машина ликования». Когда мы испытываем ликование? Когда нашли кошелек, полный денег. Или выпустили книгу. Индустрия рынка все время говорит нам: «Сделай вот так, и ты все время будешь ликовать». Художники сделали объект, пройдя через который, участник сможет испытать мнимое ликование через постоянную оплату чего-либо.
Среднерусский дзен
- В прошлом году в Москве состоялась выставка об истории Ширяевской биеннале «Среднерусский дзен». Нас часто спрашивали, почему она прошла в столице, а не у нас, на родине фестиваля. В этом году, с 14 сентября по 14 октября, экспозиция будет открыта в ТРК «Гудок».
Это не просто - представить длительный период, большой срез художников. Сложно сделать выбор, что показывать. Вся оболочка экспозиции залита видео, середина представляет собой некий остров из песка и камней. А в центре, на песчаной косе, расположатся арт-объекты с биеннале разных лет, которые нам удалось сохранить.
Что такое дзен? Это и не религия, и не учение. Возможно, это путь к себе.