О русских французах, чьи предки сто лет назад покинули Самару. Часть третья

11.12.2017 11:06 3

О русских французах, чьи предки сто лет назад покинули Самару. Часть третья

Французский гражданин Миша Румянцев обратился в Альянс Франсез Самара с просьбой помочь восстановить детали жизни семьи его отца Николая Румянцева в нашем городе. Сотрудники организации заручились помощью журналиста «СГ». Несколько месяцев совместных с французским архивистом Оливье Тома поисков позволили нам набросать историю жизни самарской семьи, члены которой потеряли друг друга из виду во время Октябрьской революции и гражданской войны.
Дворяне Цвилиневы

Так или иначе, прибыв по железной дороге или нет, штабс-капитан полевой артиллерии в отставке Николай Михайлович Румянцев оказывается в Самаре. Здесь, согласно записи в регистрационной книге Ильинской церкви, венчается с девицей Валерией Николаевной Цвилиневой. Она также из старинного боярского рода, представителей которого находим даже среди опричников Ивана Грозного. А одна из Цвилиневых - Елена - была долгое время официально признанной фавориткой царя Николая I.
Как следует из архивных документов, интересным человеком был отец Валерии - Николай Иосифович Цвилинев. Вот должности, которые он исполнял в Самаре. До 1908 года - помощник надзирателя акцизного ведомства, до 1906 года - коллежский асессор. С 1903 года - член правления Самарского фотографического общества.
Оказывается, предок лионского художника также обладал тягой к прекрасному. И фотография не была для него просто новомодным хобби. Она стала делом всей жизни. По словам Николая Цвилинева, он пристрастился к светописи еще в молодости, живя в Санкт-Петербурге. В 1869 году смастерил своими руками собственную фотокамеру. Затем его, должно быть, направили на службу в Оренбург. Ведь именно там в 1874 году рождается Валерия. Семья Цвилиневых переезжает в Ставрополь, затем в Самару.
Первый фотохудожник
Николай Иосифович одним из первых додумался печатать большие фотографии видов Самары и выставлять их публично. Они привели горожан в восторг. Газеты называли их «выдающимися произведениями искусства». Воодушевленный одобрением публики, Николай Цвилинев экспонируется в России и за рубежом. Своим триумфом в качестве фотохудожника он считал участие в международной выставке в Каннах.
В документах упоминаются также сын Николая Иосифовича Владимир 1884 года рождения и жена сына Евгения Аполлоновна Матвеева, домашняя учительница. Существует запись о смерти «от воспаления кишок» в 1883 году еще одного сына Николая Цвилинева - Михаила.
Были и еще дети. На присланной из Франции фотографии семьи Цвилиневых-Румянцевых, сделанной в Самаре, во втором ряду стоят младшие - Мария и Николай, замыкает ряд уже известный нам Владимир. Сам Николай Иосифович сидит в первом ряду, самый крайний слева. Рядом с ним Мария Осипова, и кто эта пожилая женщина - пока неизвестно.
О чем рассказал старый снимок
Если о тесте Николая Михайловича Румянцева известно многое, то о нем самом мы можем пока судить только по церковным книгам и семейным преданиям. Записи все той же Ильинской церкви и Самарского кафедрального собора свидетельствуют о рождении у Николая и Валерии Румянцевых нескольких детей. В 1898 году - Юлии, в 1899-м - Елены, в 1900-м - Николая.
Возвращаемся к фотографии семьи Румянцевых-Цвилиневых в Самаре. После переписки с французами узнаем: самая крайняя справа - Валерия Николаевна Цвилинева, слева от нее - ее муж Николай Михайлович Румянцев.
Между взрослыми расположились дети: Юлия, Николай, Елена. Причем французы почему-то думали, что мальчик посередине - это сын Николая Михайловича от второго брака. Мы посчитали, что это неверное утверждение и на фото в центре наш герой из Лиона - Николай Николаевич в возрасте около десяти лет.
В самарских церковных архивах есть запись (и это тоже было неизвестно французским родственникам) о том, что в 1902 году у Валерии Николаевны и Николая Михайловича родилась еще одна рано умершая дочь, названная в честь матери Валерией. Вероятно, смерть ребенка подкосила Валерию Николаевну. Сохранился акт о ее смерти, датируемый 1911 годом.

Семейная трагедия
В это тяжелое время забота о сиротах, скорее всего, пала на плечи деда - Николая Иосифовича. Как человек просвещенный и довольно состоятельный, он постарался дать внуку и девочкам хорошее образование. Отправил их на учебу в гимназию.
Коля оказался особенно способным к искусству - музыке и рисованию. И дед сделал все, чтобы развить его таланты. Музыкой мальчик занимался особенно серьезно. Не просто тренькал на пианино, а взялся за освоение одного из самых трудных инструментов - виолончели. Значит, ему оплачивали частные уроки. А в Самаре жил в то время какой-то прекрасный виолончелист. Поскольку полученной в родном городе подготовки Николаю Николаевичу хватит, даже спустя годы, для поступления в Московскую консерваторию.
Согласно семейным преданиям, его отец Николай Михайлович Румянцев не слишком долго горевал по усопшей супруге. Некоторое время спустя он создал новую семью, в которой появился ребенок по имени Михаил. В 1915 году мальчик внезапно умирает. И Николай Михайлович почему-то считает себя повинным в его смерти. Его новая супруга, вероятно, так- же его упрекает, и он, не выдержав скандалов и обвинений, уходит из дома. Дальнейшая судьба строите- ля Транссиба Николая Румянцева семье неизвестна. Надвигался переломный 1917 год. В гуще исторических событий, развернувшихся в то время в России, затерялись следы этого незаурядного человека. На дорогах Первой мировой? Гражданской войны? Революции? Кто знает…
Из «Книги Кити»:
1917 год. И вот пришла она, мартовская революция «в венчике из роз», как писал поэт, почти без кровопролития. Царь Николай II не потребовал, чтобы его долго убеждали сложить с себя тяжелое бремя «шапки Мономаха», в тот час, когда увидел в числе делегатов по поводу его отречения заведомо преданных ему интеллигентов, таких как Шульгин. Отказался сначала за себя, сейчас же за малолетнего сына в пользу Михаила Александровича. Но и Михаил Александрович заявил, что примет жезл правления только из рук свободно избирающего его народа русского. Что было дальше нам, находившимся при резервном госпитале вблизи фронта, трудно было знать в точности, так как газеты много врали. Наконец стало известно, что у нас провозглашена республика и назначено (кем?) Временное правительство, в коем Саша Керенский имел почему-то два министерских портфеля, как будто в России уже не стало людей, достойных быть министрами».

Окончание следует.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Самарский театр покажет премьеру по пьесе французского писателя Лена Миро уверена, что Ксения Собчак лжет по поводу отсутствия пластических операций Россия обыгрывает Египет, а Фанфест в Самаре ставит рекорд В Самару прибыл экокатамаран из Санкт-Петербурга В Самарской области от коронавируса умер еще один человек

Лента публикаций