О том, как синематограф пришёл в Самару. Часть 1

02.09.2018 14:46 2

О том, как синематограф пришёл в Самару. Часть 1

Центр российской кинематографии, разместившийся в «Художественном», открыл в своем арт-фойе интереснейшую фотовыставку. Здесь можно увидеть не только старинные снимки, но и копии удивительных документов, которые свидетельствуют: о живой движущейся фотографии в нашем городе узнали всего через три года после изобретения синематографа братьями Люмьер. А к 1914-му в Самаре действовало уже более трех десятков кинозалов и кинотеатров. Вот, оказывается, какими страстными любителями большого экрана были наши предки!
В ногу со временем

Самара никогда не была глухой провинцией, как представлялось совсем недавно многим историкам. И не только потому, что довольно многие ее жители - дворянство, купцы, мещане - считались людьми образованными, выписывали не только столичные, но и зарубежные журналы и газеты. А еще и потому, что самарцев всегда отличали природное любопытство и живой ум.
Не случайно быстро по историческим меркам пришел в наши края вскоре после своего изобретения братьями Люмьер диковинный кинематограф. Французы подали заявку на патент в феврале 1895-го, а уже через три года фильмы начали демонстрировать в Самаре.
27 мая 1898-го в «Самарской газете» было опубликовано объявление о предстоящем сеансе синематографа, или «движущейся, живой, во весь рост фотографии». С кинопроектором и фильмом в наш город приехал санктпетербургский гастролер-коммерсант, имя которого, по словам самарских краеведов, неизвестно. Но можно предположить, что это все тот же господин Г.Т. Аксенов, о котором и сообщала «СГ» в своем объявлении. В представленной на выставке в «Художественном» газетной вырезке привезенная им техника называется «единственный в мире аппарат живой движущейся фотографии». Конечно, не в мире. Но, возможно, единственный на тот момент в России.

Из объявления в «СГ»:

«Сегодня, в воскресенье, 14 июня Бенефис администратора дирекции Люмиэра Г.Т. Аксенова. Единственный в мире аппарат живой движущейся фотографии СИНЕМАТОГРАФ даст небывалый сеанс потрясающих картин. Подробности в афишах и программах. Начало в 9 с половиной часов. По окончании Танцевальный вечер до 2 часов ночи».

«Биоскопная» лихорадка

Движущиеся картины братьев Люмьер настолько потрясли самарцев, что их предприимчивые земляки решили сделать из синематографа прибыльный бизнес. Как грибы стали появляться в нашем городе разнообразные «биоскопы». А просмотр движущихся картин стал для всех слоев горожан любимым развлечением. По материалам исследований самарских историков была составлена хронология постепенного «обиоскопивания» нашего города.
О том, как синематограф пришёл в Самару. Часть 1
Первым постоянным «электротеатром» стал деревянный сарай на месте нынешнего Дома промышленности. Летом 1906 года это раскрученное место арендовал германский подданный Карл Бемер. Он построил каменный павильон для биоскопа с железной крышей. В таком «зрительном зале» отгораживалась будка для аппарата, обычно у входа в помещение или над ним, а зрители сидели на скамейках и стульях.
В 1907 году появился кинотеатр «Экспресс» на нижнем этаже гостиницы «Националь» на углу улиц Панской и Саратовской (Ленинградской и Фрунзе).
О том, как синематограф пришёл в Самару. Часть 1
Тогда же открылся «ЭлектроБиоскоп» на Дворянской улице (Куйбышева, 88) в доме Тепляковых. Открыл свои двери для широкой публики и цирк-театр «Олимпъ» братьев Калининых на углу улиц Саратовской и Москательной (ныне улицы Фрунзе и Льва Толстого). После цирковых представлений там показывали новейшее кино из Франции.
В этом же году заработал «Грандъ-Электро» мещанина Степана Филимонова на углу Москательной и Сокольничьей (угол Льва Толстого и Ленинской). Появился и первый «Модернъ» на углу Саратовской и Заводской (улицы Фрунзе и Венцека) в бывшем помещении Благородного собрания. В нем была новинка - хрономегафон, который озвучивал картины.
В начале 1908 года почетный гражданин Сергей Троицкий подал специальное прошение в городскую управу. Он хотел установить на две недели у берега Струковского сада под Алексеевской улицей (ныне Красноармейская) на Волге баржу с плавучим театром электросинематографа. Но получил разрешение не сразу, так как отцы города забеспокоились о здоровье граждан. В июне биоскоп осмотрела специальная комиссия и признала безопасным.
В феврале 1908 года журнал «Сине-Фото» писал:
«К 1908 году в Самаре образовалось такое количество биоскопов (около 15-ти), что в конце концов часть их, плохо обеспеченная материально и не способная конкурировать с другими, более лучшими, закрылась».

Согласно постановлению МВД

В связи с бурным шествием кинематографа по России министерство внутренних дел вынуждено было разработать строгие правила, исключающие возгорание устройств, а также причинение вреда зрителям при эвакуации во время пожара. При постройке новых кинотеатров следовало также думать о комфорте и обеспечивать достойные условия просмотра для битком набивавших залы электротеатров зрителей. Нужно было разработать и правила шумоизоляции, дабы не мешать отдыху проживающих рядом горожан.
Царское правительство выпустило специальный свод правил. Вот выдержки из «Общих положений устройства кинематографических театров»:
«Кинематографические театры могут быть обустроены как в каменных, так и в деревянных зданиях. В каменных - не выше второго этажа, в деревянных - только на первом. Воспрещается их устройство в подвальных этажах. Если кинотеатр устроен в специальном здании, то оно должно быть окружено со всех сторон свободным местом шириной не менее 5 саженей и 10 саженей, если кинематограф устроен в балагане».
Устроенные в каменных домах помещения должны были отделяться от соседних зданий капитальной стеной. А лестницы, ведущие в залы для просмотра, так же, как и лестничные клетки, следовало сооружать из негорючего материала, предпочтительно кованого железа. Пройдя по кинотеатру «Художественный», можно видеть, что архитектор точно учел все пожелания и правила МВД. Окончание следует.
Из материалов Первого всероссийского съезда кинематографических деятелей, Москва, 1911 год:
«Стать школой ума и души - вот задача синематографа!»
Справка «СГ»
Патентная заявка на изобретение синематографа была подана 13 февраля 1895 года. Первый публичный сеанс проведен в Париже 22 марта 1895 года, однако днем рождения кино официально считается 28 декабря того же года, когда в Grand Café на бульваре Капуцинок прошел первый коммерческий показ фильмов братьев Люмьер.
Цифры
К 1913 году в Самаре насчитывалось 34 кинотеатра. Многие закрылись в годы Первой мировой войны, и к 1916-му их осталось всего 11.

Источник

Предыдущая новость

Самолет, упавший в Волгу возле «Ладьи», был без документов Чак Норрис рассказал, почему бросил кинокарьеру На Ленинградской состоялся слет молодых художников 57-летний Хью Грант в пятый раз стал отцом В Самаре водитель «девяносто девятой» сбил насмерть пенсионера

Лента публикаций