Опиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССР

23.07.2018 13:16 2

Опиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССР

До 1917 года в Самаре существовало более пятидесяти храмов разных конфессий. После революции только один из них продолжил работу. Остальные были закрыты, разграблены, часть разрушены. Sgpress.ru проследил судьбы зданий самарских храмов после Революции 1917 года.

Из церковного прихода в склад и конюшню
Опиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССРОпиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССР

В феврале 1865 года на окраине Самары закончили строительство небольшой однопристольной церквушки, воздвигнутой на средства местного купца Андрея Головачева, освятив ее во имя апостолов Петра и Павла. При храме также открыли церковно-приходскую школу для 60 мальчиков. И со временем церковь достраивалась, полностью меняя свой облик. Последние изменения внес самарский архитектор Александр Щербачёв. И к началу XX века храм вырос до трехпристольного. При нем построили несколько богаделен, где организовывали приюты для девочек и пожилых священнослужителей, оборудовали кладбище.
После прихода советской власти церковь еще некоторое время продолжала работать, пока в 1930 году не началась кампания по ликвидации культовых построек. Через девять лет церковь Петра и Павла закрыли, а все имущество конфисковали. На месте Петропавловской площади, где стоял храм, и церковного кладбища в 1937 году построили стадион «Буревестник». Само здание церкви в эклектичном стиле стали использовать под военный склад, а затем под конюшни.
В конце Великой Отечественной войны храм все-таки вернули верующим. Здание отремонтировали, заново расписали и принесли утварь, конфискованную ранее в других самарских храмах. Это была единственная церковь, которой удалось вернуть свой статус до 1991 года.
Архитектурный стиль: эклектика
Конфессия: православие
Лютеранский «Союз безбожников»
Опиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССРОпиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССР

Изначально церковь Святого Георга, которую самарцы уже привыкли называть кирхой, строилась как римско-католическая. Русский купец Егор Аннаев, пожертвовавший деньги на строительство, был католиком. В 1863 году храм уже был почти готов, но на территории Польши, принадлежавшей в то время Российской империи, произошло восстание. Все польское подвергалось преследованию. Тогда все католическое понималось как польское. И почти готовую церковь, с согласия купца и католической общины, передали лютеранским германцам, которые начали приезжать в Самару еще с 50-х годов XIX века. Один из первых губернаторов Самары, Константин Грот, тоже был лютеранином. Он и создал первую общину.
Лютеранская церковь Святого Георга стала центром духовной и общественной жизни германцев всей Самарской губернии. Здесь работало общество «Поддержки образования», которое занималось языком и лютеранской культурой. При церкви работали частная школа и детский сад. Из части пожертвований оказывалась помощь учителям и учащимся.
До 1924 года община в Самаре работала беспрепятственно. Но с каждым годом она все больше и больше подвергалась репрессиям, пока в 1930 году горисполком не постановил закрыть церковь «по просьбе трудящихся». Так было записано в решении. Сначала в лютеранской церкви организовали «Союз безбожников», затем помещение отдали под склад. Часть прихожан арестовали, а остальных, после начала Великой Отечественной войны, выслали из страны.
Кирха была возвращена лютеранской общине в августе 1991 года с дырой над балконом и сгоревшими конструкциями. В декабре в неотапливаемом храме при температуре – 21 градус лютеране впервые за 60 лет отпраздновали Рождество в Самаре.
Архитектурный стиль: готика
Конфессия: лютеранство
Религиозный приют для ленинского комсомола

Опиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССРОпиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССР
В 1878 году на Саратовской улице (Фрунзе) «Общество попечительства о бедных» открыло приют для детей-сирот солдат, погибших в Русско-Турецкой войне. Приют назвали «Мариинским» в честь умершей матери-императрицы Марии Федоровны. Туда стали принимать девочек в 5-12-летнем возрасте.
В начале 1890-х попечительницей приюта стала вдова коллежского асессора Надежда Илларионовна Шехларёва. Она купила прилегающий к приюту участок земли, выходивший на Николаевскую (Чапаевская) улицу, и на свои средства организовала постройку домового храма для приюта. И снова в проектировке церкви участвовал известный архитектор Александр Щербачёв. Храм закончили строить к 1898 году, и 15 ноября его освятили во имя святых мучениц Веры, надежды, Любови и матери их Софии.
После Октябрьской революции Мариинский приют закрыли. Церковь проводила богослужения до октября 1929-но. После ее закрыли "по требованию рабочих" Водосвета. Через год горсовет постановил открыть в здании церкви музей Революции. Начались ремонтные работы: с храма сняли маковки, разобрали верхние ярусы колокольни, сделали межэтажные перекрытия. Позднее музей Революции переименовали в музей Ленинского комсомола.
Только в 1991 году церковь вернули верующим. Но еще три года памятник архитектуры оставался заброшенным. Затем начались реставрационные работы. Под несколькими слоями масленой краски проступили святые образы и внутренние помещения церкви приобрели первоначальный облик.
Архитектурный стиль: псевдорусский
Конфессия: православие
Собор восковых фигур
Опиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССРОпиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССР

Собор в честь Святого Вознесения Христова - самый старый из сохранившихся храмов Самары - в XVIII веке стоял на перекрёстке современных улиц Водников и Комсомольской, будучи еще деревянной постройкой. Но после пожаров XVIII-XIX веков вместо него решили построить одноименный каменный храм на новом месте. Проект собора создали в Симбирске и позже доработали в Санкт-Петербурге.
В 1841 году началось строительство. Его вели на пожертвования прихожан. Самый крупный взнос — 10 000 рублей — сделал попечитель храма - купец Василий Андреевич Попов-Чернушкин. Этот собор стал единственным в Самаре образцом церковной архитектуры классицизма. Он стоял на краю крутого оврага, возвышаясь над Волгой и городом. Поговаривали, что убранство собора было отделано серебром и натуральными драгоценными камнями.
Спустя десять лет Вознесенский собор стал Кафедральным, забрав этот статус у Казанского храма. Сюда приезжали императоры Александр II, Александр III и Николай II. Приход насчитывал почти 2000 человек.
А в 1918 году был подписан декрет об отделении церкви от государства. Принадлежавшие храму жилые дома национализировали, ценности переписали и изъяли. В 1928 году собор закрыли для богослужений. Формальным поводом для этого стала «недостача имущества» в 1000 рублей. Прихожане попытались собрать необходимую сумму, и им это даже удалось. Но это ничего не изменило. 21 января 1930 года в соборе устроили выставку восковых фигур клуба кустарей. Колокольню и купол собора разрушили. Иконы, ризы и богослужебные книги собора сожгли. Во владении клуба кустарей храм оставался до 1941 года, когда его передали Приволжскому военному округу. Здание стали использовать как склад. Внутреннее пространство храма разделили на два этажа со множеством комнат.
Богослужения в Вознесенском соборе возобновились только в 1993 году.
Архитектурный стиль: классицизм
Конфессия: православие
Детский сад от симбирского купца
Опиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССР

В ноябре 1888 года симбирский владелец нескольких суконных фабрик Тимербулат Акчурин выкупил у крестьянина Павлова земельный участок на Казанской улице (Льва Толстого). Через три года на этом месте он построил мечеть, которая обрела большое значение для всех самарских мусульман.
Практически сразу же при новой мечети открылись несколько учреждений: медресе — школа для будущих имамов, благотворительное общество «Хайрия», бесплатная столовая, библиотека, школа для детей и издательство экономического журнала «Интисад», который распространялся не только в Самаре, но и в других регионах Российской империи. Постепенно мечеть начинала расширяться. В 1903 году спроектировали новое здание. Но подготовка к строительству затянулась, началась Первая мировая война, а потом и Революция 1917 года.
В 1926 году мусульманская община получила разрешение на реконструкцию здания. Но ей снова не суждено было осуществиться. В 1932 году мечеть на улице Казанской закрыли и передали детскому саду. Тогда же прошли первые судебные процессы против мусульманских религиозных деятелей Самары. Непосредственным поводом к репрессиям стал сбор помощи для сосланных имамов.
Детский сад в здании мечети проработал до 90-х годов XX века. После его признали аварийным и закрыли. В 1993 году мечеть вернули мусульманам. Сейчас здание обрело первоначальный вид. Внутри открыли библиотеку и музей.
Конфессия: ислам
Откуда пошло «дно»
Опиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССРОпиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССР

Иверскую монастырскую общину создали по инициативе граждан Самары в 1850 году. Город выделил тогда еще загородную территорию на берегу Волги под строительство.
Иверский монастырь быстро вырос и стал похож на маленький город. Там работали больница, школа, различные мастерские, в которых, в том числе, было изготовлено Самарское знамя. На монастырском кладбище были похоронены тысячи человек. Среди них такие известные люди, как Пётр Алабин, архитектор Александр Щербачёв, граф Николай Толстой (отец писателя Алексея Толстого).
Богослужения совершали в нескольких монастырских храмах, где хранились почитаемые святыни. Основной храм монастыря — Храм Сретения Господня (он же Успенский) - заложили в 1858 году и строили 11 лет. Его своды покоились на шести красивых колоннах. Храм был увенчан пятью грушеобразными главами. Позже на территории монастыря заложили теплый каменный храм во имя Иверской иконы Божией Матери, храм при колокольне во имя Чудотворца Николая, двухэтажный трапезный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери.
После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но в 1925 году его закрыли, из храмов изъяли все ценности. Президиум крайисполкома принял постановление о закрытии Успенского (Сретенского) храма. В нем разместили гараж общества "Транспорт". Через год собор взорвали. На его месте построили жилой дом бывших обкомовских работников. Храм во имя Иверской иконы Божией Матери отдали под клуб завода "Металлист", а храм при колокольне во имя Чудотворца Николая занял клуб водников. Позже там разместился Дом науки и техники. Колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса были разрушены. А уцелевшие корпуса, где жили монахини, передали рабочим местных предприятий. Кладбище разорили и недалеко от могилы Алабина на месте склепа князя Кугушева установили уличный туалет и мусоросборник. Монастырь получил новое название - "рабочий городок". А в народе это место стали называть «дно».
Возрождение монастыря началось в 1992 году. Восстановили почти все монастырские храмы, на прежнем месте построили колокольню с сохранением прежнего облика, провели работы по спасению некрополя. Сейчас в монастыре работают библиотека для прихожан, золотошвейная и иконописная мастерские.
Архитектурный стиль: русско-византийский
Конфессия: православие
Шедевр мировой архитектуры под хлебозавод
Опиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССРОпиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССР

Проходя по Ленинградской улице, сложно не заметить полуразрушенное здание с огромным окном в форме звезды Давида. Хоральная синагога, построенная до революции, в свое время стала шедевром мировой архитектуры и была включена в 10 лучших синагог мира.
В 1903 году заложили первый камень большой Хоральной синагоги на 1000 мест. Строительство возглавил известный самарский архитектор и инженер Зельман Клейнерман. Развернувшееся строительство было немного удивительно, ведь по Российской империи прокатилась волна еврейских погромов. Но строительство финансировали не только состоятельные евреи, но и русские купцы и ремесленники. Открытие и освящение синагоги состоялось 31 августа 1908 года. Проработала Хоральная синагога всего 20 лет.
После революции, в 1929 году, синагога была национализирована. Сначала там разместили Дом культуры имени Коминтерна, а после и вовсе реконструировали под хлебозавод: построили дополнительные перекрытия, установили каркасы и пять печей. К 90-м годам, когда храмам вернули статус религиозных мест, синагога была уже частично разрушена. Хоть ее и вернули еврейской общине, на реконструкцию не хватало ресурсов. Памятник архитектуры обнесли забором.
Сейчас Хоральную синагогу готовят к реконструкции и обещают открыть уже в 2020 году.
Архитектурный стиль: псевдомавританский
Конфессия: иудаизм
Детский театр в готическом стиле
Опиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССРОпиум для народа: о судьбах самарских храмов в СССР

23 июня 1902 года на Саратовской улице освятили место закладки католической церкви. Храм возводили по проекту московского зодчего Фомы Осиповича Богдановича, а строительство велось под руководством самарского архитектора Александра Щербачёва. Церковь стала украшением города.
Рядом разместились приходская гостиница, приют и школа. В это время в Самару прибывали беженцы из западных губерний. Большинство из них стали частью самарской католической общины.
В 1918 году прихожане были вынуждены заключить договор с Самарским губернским Советом рабочих и крестьянских депутатов о передаче «в бессрочное и бесплатное пользование здания церкви с богослужебными предметами». Из Костела изъяли все ценности и метрические книги. Отныне церкви лишались права вести учет граждан. В 1930 году Костел закрыли для богослужений. Прихожане попытались опротестовать решение в Москве, но их ходатайство встретило отказ.
Сначала в здании католической церкви разместили детский театр. Затем в разное время там были кинотеатр, театральный техникум и клуб строителей. За это время здание церкви практически не пострадало, но лишилось крестов на башнях и утратило внутреннее убранство, исчез орган. В 1934 году администрация клуба строителей, в чьем ведении находилось здание, хотела провести реконструкцию: установить железобетонные перекрытия внутри здания. Архитектурно-экспертный совет определил, что костел имеет архитектурную ценность для Самары, и запретил вести работы.
В 1938 году в помещении католической церкви разместили антирелигиозный музей, а в 1941 году его место занял Областной музей краеведения, работавший здесь до 1993 года.
После распада Советского союза Костел вернули католической общине. 17 ноября 1996 года храм снова осветили.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Детские библиотеки присоединились к ежегодной Всероссийской акции «Ночь искусств» Любовь Курганская и прибор для космических экспериментов Около 3 тысяч болельщиков со всего мира приняли участие в акции «Забей гол, фанат!» В Самарском зоопарке отметят «День амурского тигра» В Украинском государстве протестируют систему видеоповторов

Лента публикаций