В областном художественном музее открылась выставка произведений искусства 1930 - 1950-х годов из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
- Самарский музей давно сотрудничает с этой организацией, которая ранее носила имя «Росизопропаганда», - рассказала во время вернисажа искусствовед Татьяна Петрова. - Мы получали на Петровке, где ранее располагался центр, пополнение для нашей коллекции. Кстати, большое количество произведений искусства советского периода сейчас находится в запасниках в здании театра оперы и балета, у нас сегодня нет возможности их выставить.
Директор Художественного музея Алла Шахматова пообещала рассмотреть вопрос об организации экспозиции советского искусства из собственных фондов в недалеком будущем.
Сегодня во всем мире растет интерес к искусству соцреализма. И самарскому зрителю повезло. На только что открывшейся выставке можно увидеть такие его символы, как макет монумента «Рабочий и колхозница», выполненный Верой Мухиной, одной из первых женщин-скульпторов СССР. Здесь же находится полотно с изображением Сталина, встречающего после рекордного перелета прославленного летчика-аса Валерия Чкалова. Своим мастерством, несомненно, привлечет зрителя и картина академика Дмитрия Налбандяна, посвященная беседе Никиты Хрущева и его окружения с деятелями советской культуры. Конечно, здесь и намека нет на «бульдозерную выставку», которая последует через несколько лет. Все пока мирно и чинно.
- Искусство соцреализма ставило перед собой три задачи, - говорит старший научный сотрудник музея Валентина Чернова. - Быть идеологически верным, народным и реалистичным. Оно открыло для художников новые сюжеты, новые перспективы. Большинство авторов действительно верили в то, что мечта утописта Томмазо Кампанеллы о Городе Солнца будет воплощена с помощью индустриальной революции и что равные между собой люди обязательно будут счастливы. Время показало, что они заблуждались. Но были искренни. И многие из них были действительно талантливы.
Художники считали своим долгом отображать процесс индустриализации страны. Поэтому, к примеру, мы видим на одном из полотен процесс написания картины прямо в горячем цехе металлургического комбината.
Поражает масштаб героизации труда рабочих и колхозников. На картине Меджида Хошмухамедова они взметают до неба хлопковые бурты, в отсвете пламени варят сталь на полотне Алексея Вольтера, трудятся в поте лица в прокатном цехе гвоздильного завода на холсте Семена Павлова.
Много изображений плодов этого неустанного труда - паровозов, машин, самолетов, подводных лодок. Есть натюрморт с куском кузбасского антрацита, есть изображение всего, что производит завод резиновых изделий, - от шин до детских сосок.
Некоторые картины рассказывают о новом социалистическом быте. Это и сценка у рабочего общежития, и панорама специальной комнаты для кормящих матерей в яслях, оборудованных на территории завода. Есть картины народных гуляний, демонстраций. С этими радостными, яркими сюжетами контрастирует черно-белая работа Михаила Антонова «Разоблачение врага в цехе» 1938 года. Огнем горят глаза обвинителя, палец его указывает на вредителя. Нелегка была дорога к Городу Солнца.
Выставка продлится до 23 сентября. (6+)