Почему Святки не так святы

07.01.2018 18:47 4

Почему Святки не так святы

6 января начались Святки. Продлятся они вплоть до Крещения 19 января. Удивительным образом эти 13 дней вмещают в себя и православные традиции, и откровенно языческие – с гаданиями, колядками и разгулом всякой нечисти, которую, по легенде, сам Господь, обрадованный появлением на свет наследника, выпустил из ада порезвиться. Ну а тут уж верьте не верьте, но никто не застрахован от встречи с потусторонними силами.

В «страшные» дни, когда новорожденный Христос еще не окрещен, на Землю десантируются особые демоны: святке – нечистый дух в облике человека или животного и святочницы – малосимпатичные, с головы до пят покрытые волосами барышни. Говорят они мало, больше мычат, любят затаиться в неосвещенном помещении, иногда выбираются на улицу. Встреча со святочницами чревата последствиями: коготки у них острые – ногтями отколупывают от человека куски мяса, пока тот не испустит дух. Но девчонки любят побрякушки. Если бросить под ноги святочнице бусы или другое украшение, она, возможно, замешкается, а вы тем временем унесете ноги.

Кроме этих прелестниц, навести шухер способны и другие представители нечисти. Компания у них серьезная, поэтому желательно этих баловников знать в лицо.

Итак, Аука – дух леса, который любит отзываться сразу со всех сторон и может завести человека в чащу не хуже Ивана Сусанина. Бабай – тот самый, которым пугают ребятишек. В поверьях северных районов России это страшный кривобокий старик. Бродит по улицам с палкой, которой может и огреть. Вилы – духи, принимающие облик девушек с крыльями и в волшебных одеждах: кто их разденет, тому подчиняются. Если отнять крылья, становятся простыми женщинами. Только ноги у них козьи, лошадиные или ослиные, поэтому они всегда ходят в длинных юбках. Если обидятся, могут отомстить. Способны убить взглядом. Диконькие мужички – существа небольшого роста, с бородой и хвостом. Бродят в полночь по лесу, перекликаясь страшными голосами, нападают на людей, могут защекотать до смерти. Жердяй – нечистая сила, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей. Злыдень – невидимка, который, поселившись в укромном уголке, приносит дому несчастья. Ичетик – помощник водяного: подмывает берега, разрушает мосты. Как всякая нежить, любит играть в карты и пить бражку. Караконджалы – водяные демоны. Появляются из воды или пещер в период от Рождества (иногда от Игнатьева дня, 2 января) до Крещения (или Бабина дня, 21 января). Вредят в основном женщинам и детям – царапают им лица, пьют кровь, пожирают. Часто приманивают ко льду и топят в полынье. Выступают в облике коней с человеческой головой или голых людей, покрытых колючками. Мавки – злые духи, в которых превращаются умершие до крещения дети. Спереди у них человеческое тело, а спины нет, поэтому видны все внутренности. Мара – слуга славянской богини зимы и смерти Мараны. Дух болезней, носит голову под мышкой, бродит по ночам под окнами домов, шепчет имена домочадцев: кто отзовется, тот должен умереть. Матохи – духи, производящие всякого рода беспорядки в доме. Отсюда «суматоха», «помехи», «промахи». Мокруха – хулиганистый домашний дух, любит перетаскивать вещи с места на место, оставляет мокрое место там, где посидит. Нички – мифические существа женского рода. Ночью, особенно по пятницам, стучат в окна и шалят в домах. Раньше бабы боялись, что они выпрядут весь лен, и прятали от них подготовленные к работе волокна. Отеть – домовой дух, высшая степень лени. Подменыш – дитя Мары, которого она подбрасывала матери, у которой похищала ребенка. Подменыш был коварен, дик, очень силен, прожорлив и криклив. Он радуется всякой беде, иногда говорит старческим голосом. Приносит дому несчастья. Припекало – блудливый, хитрый божок, покровитель супружеской неверности. Склонял мужчин к изменам. Трясовицы – демоны болезни, представляемые в виде двенадцати безобразных женщин. Шиликуны – проклятые или погубленные матерями младенцы, духи которых вылезают из проруби или болота, заостренными головами раздалбливая лед. Толкутся на перекрестках, железными крюками ловят людей. Заманивают в сугроб, заглядывают в окна, неся дурное предзнаменование. Шишига – маленькие беспокойные духи, которые норовят подвернуться под руку, когда человек делает что-нибудь в спешке. Ырка – злой ночной дух со светящимися глазами. Нападает на одиноких путников. Укрут, его помощник, приносит ему непослушных детей в мешке, у которых ырка выпивает кровь. Боится огня.

Черт голову сломит

Самый растиражированный злыдень святочный недели – тот, чье имя нельзя произносить. Мы-то знаем, что это черт, но в былые времена его обозначали кучей псевдонимов и эвфемизмом, потому что боялись: кликнешь черта – он и появится. Кликух у него было множество: лукавый, враг, шут, окаяшка, черный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик и другие. Черти вылезают из преисподней, где мучают грешников, свободно передвигаются по миру (ночью могут появиться даже в церкви), превращаются в черную кошку, собаку, свинью, змею, принимают и человеческий облик – могут обернуться соседом или мужем. Расхожая версия происхождения – Бог сбросил с неба предавших его ангелов. При падении они переломали себе ноги, оттого и хромают. В древности люди верили: нечисть появляется в тот момент, когда дьявол мочит руки и отряхивает воду. По другой версии, черти – плевки Господа.

Они провоцируют на преступления – «бес попутал», самоубийство, пытаются заполучить душу. Соблазняют женщин, отчего рождаются злые, уродливые дети. Когда черт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Черти могут насылать непогоду, сами превращаются в вихрь, про который говорят: «Черт с ведьмой венчается». Брошенный в такой вихрь нож окрашивается кровью.

Строго по понятиям

В тюремной иерархии чертями называют представителей низшей касты заключенных. Они не пользуются авторитетом у других арестантов, не могут за себя постоять. На зоне живут с «мужиками» – сидельцами, совершившими преступление в результате трагического стечения обстоятельств.

Спорить и возражать «черти» не могут и должны делать все, что им говорят более авторитетные заключенные. Выполняют грязную работу – стирают их одежду, метут пол. Сломленные обстоятельствами, они редко моются, неопрятно одеваются. Другие названия попавших в эту касту сидельцев – «чушки», «шныри» или «кони».

Береженого бог бережет

– Чтобы избавиться от всех этих нечистых, народ прибегает к посту и молитве, к богоявленной воде, к свечке, взятой в пятницу со страстей, которою коптят крест на притолке в дверях; полагают также, вообще, что не должно ставить ворота на полночь, на север, иначе всякая чертовщина выживет из дома, – писал Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» (1880 г.).

Для защиты от нечисти соблюдалось множество заповедей и правил поведения.

После праздничной трапезы остатки еды оставляли на столе – для душ умерших родственников. При готовке не разрешалось пробовать еду, стучать ложкой о край кастрюли или горшка. Во время ужина не стоило дуть на ложку с чем-то горячим, пользоваться ножом, поднимать упавшую ложку, ставить локти на край стола, шуметь. С Рождества до Васильева дня (14 января) нельзя было подметать и выносить мусор из дома (чтобы не вынести удачу), выливать за порог воду (чтобы не облить души умерших). Соблюдались запреты шить, вязать, стирать, рубить, колоть шилом, иначе на свет могли появиться увечные дети и больной приплод у скота. Считалось опасным выходить из дома после захода солнца, особенно беременным женщинам. Супругам следовало избегать половой близости, чтобы зачатые в это время дети не стали упырями.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Пресс-конференция "Актуальные тенденции рынка труда в Самаре" Как бесплатно поиграть на современных слотах? Заслуженный артист России Владимир Гальченко о «Волжских театральных сезонах» В Самаре обновят фасады многоэтажек на Осипенко Помощник Манчини поведал про трудности «Зенита» в сегодняшнем сезоне

Лента публикаций