Кеды. Джинсы. Рок-н-ролл. Все это прочно вошло в моду именно во время Московского фестиваля. А еще популярным стал бадминтон. Для этой игры нужна была самая малость – пара ракеток и волан – его тогда изготавливали из перьев. Этот волан и взмывал в московское небо. А еще – стаи голубей.
«Любовь и голуби». Фильм с таким названием Владимир Меньшов снимет много позже. Но «Любовь и голуби» – это и про Фестиваль молодежи и студентов 1957 года тоже.
– Тогда в «Лужниках» было выпущено 40 тысяч голубей, – вспоминает Олег Кузнецов. Сейчас он заместитель председателя Московского клуба голубеводов, а в 1957-м – секретарь комсомола цеха.
– Присутствовал и на открытии, и на закрытии фестиваля. Так что хорошо помню те ощущения: братство, знакомство с иностранными студентами, молодежью со всего мира, – рассказывает он.
Рисунок Голубя мира Пабло Пикассо создал еще до Московского фестиваля. Но именно в советской столице у фестиваля появился еще один символ – ромашка. В том конкурсе Кузнецов тоже поучаствовал:
– У нас в цехе токарем работал Федя Федюнин. Вот он и задумал принять участие в разработке эмблемы. Мы с ребятами ему помогали. Придумали глобус с восходящими лучами, как от солнца. В итоге за этот проект присудили третью премию. Наградили! Мы получили 100 рублей и радиолу.
Ромашку же придумал художник Константин Кузгинов. Над эскизами он работал на даче, где вовсю цвели цветы. Сердцевина ромашки напомнила ему земной шар, а лепестки – пять континентов.
– Ромашка – популярное растение, – говорит директор Аптекарского огорода в Москве Алексей Ретеюм. – По крайней мере, десятки видов произрастают практически на всех континентах. К тому же ромашками называют не только в чистом виде ромашки, но и несколько родов других сложноцветных растений. Это почти собирательное название. И даже само растение, которое возникает в сознании людей при слове ромашка, на самом деле – нивяник.
И он (или она) не случайно стал символом, ведь, по словам Ретеюма, такой цветок предполагает более близкие отношения между людьми.
Про близкие отношения с гостями московского фестиваля тоже рассказано немало. Неслучайно даже устойчивое выражение в те годы появилось – «дети фестиваля». Принято считать, что впервые массовое появление русских-метисов и русских-мулатов вызвал именно фестиваль 1957 года.
Фестиваль проходил в Москве, а любимей песней стала – про подмосковные вечера. Правда, родилась песня Василия Соловьева-Седого и Михаила Матусовского все-таки в московских переулках. На одном из домов в Сивцевом вражке есть даже мемориальная доска, которая напоминает про «эти летние, подмосковные вечера».
Владимир Больных – реставратор патефонов. Вот он заводит пластинку с той самой песней.
– Песня «Подмосковные вечера», насколько знаю, получила первый приз на фестивале, – говорит он. – Песня прекрасная. Она понравилась и конкурсантам, и зрителям. В этом и есть секрет ее успеха. Тот фестиваль повлиял на развитие моды в Советском Союзе, на быт. Тогда приоткрылись дверка. Люди стали стремиться к чему-то, учиться чему-то новому, копировать что-то, – говорит Владимир.
Скульптурная композиция "Миру – мир!" на Пироговской улице – не копия.
Скульптор Савицкий создал ее специально к фестивалю. И изначально она состояла из трех фигур.
Два атлета – азиат и африканец – выстояли. А вот отношения с европейская девушкой – была тут и третья фигура, женская, – в итоге расстроились. Европу не похитили, она просто не выдержала и "ушла".
Не вернулась обновленная Европа сюда и спустя 60 лет – к новому фестивалю. Видимо, придется дожидаться Оттепели.