Во вторник, 21 августа, состоялась ежегодная городская августовская педагогическая конференция «Самарское образование: стратегический ресурс развития города». Традиционно перед началом очередного учебного года подводят итоги предыдущего периода, обозначают приоритеты дальнейшей деятельности. В работе конференции приняли участие глава Самары Елена Лапушкина и председатель городской думы Алексей Дегтев.
Доступность в приоритете
В приветственном слове Елена Лапушкина отметила, что в этом году августовская конференция дает старт не только новому учебному году, но и новому столетию самарского образования:
- Мы можем гордиться разветвленной, разнообразной сетью наших учреждений, от многопрофильных центров до клубов по месту жительства. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что система образования Самары - это один из главных ресурсов социально-экономического развития города, обеспечения его конкурентных преимуществ и достижения целей в долгосрочной перспективе.
Она также отметила, что одна из приоритетных задач городской администрации - обеспечение доступности дошкольного и общего образования. Рассказала, что в этом году уже открыты два новых детских сада - в микрорайоне Волгарь и на территории жилого комплекса «Новая Самара».
До конца года планируют запустить еще три дошкольных учреждения - в микрорайоне Крутые Ключи, в поселке Волгарь, на улице Ратнера, 25. Кроме того, 1 сентября после капитального ремонта откроют корпус начальной школы Лицея авиационного профиля №135. Планируют строительство новых школ на 5-й просеке, в Постниковом овраге и в Орловом овраге.
Елена Лапушкина также подчеркнула, что в новом учебном году упор будет делаться в том числе на выявление склонностей детей при выборе профессии с учетом состояния рынка труда региона.
- В 2013-м под руководством тогда еще главы города Дмитрия Игоревича Азарова была разработана Стратегия комплексного развития Самары до 2025 года и определены 10 перспективных направлений. Одно из наиболее актуальных - развитие системы дополнительного образования в соответствии с основными целевыми установками на экологизацию, инновационную технологизацию и туристическую активность, - пояснила она.
По словам председателя городской думы Алексея Дегтева, самарское образование с его серьезными успехами в ЕГЭ и проверочных работах давно переросло наши любимые, но уже старые школы.
- Они должны стать современными, и для этого нужен прорыв. В Самаре все для этого есть - содействие городских властей, поддержка федеральных программ и сильный региональный лидер, который всей своей деятельностью способствует решению этой важной задачи, - отметил он.
Показатель качества
- Наверное, трудно назвать другую отрасль, перед которой одновременно стоит столько задач, - такими словами начала свое выступление на тему «Приоритетные направления развития системы образования в 2018/19 учебном году» руководитель городского департамента образования Лилия Галузина. - Поэтому так важно правильно расставить приоритеты и обозначить стратегические цели.
Галузина подчеркнула, что глава региона, глава города, председатель думы уже обозначили ряд стратегических задач. Одно из приоритетных направлений деятельности - повышение качества образовательных услуг.
Основной показатель работы системы - итоги государственной аттестации в 9-х и 11-х классах. По словам Галузиной, продемонстрирована слаженная работа педагогических коллективов. 790 выпускников награждены медалью «За особые успехи в учении». По сравнению с прошлым учебным годом - рост на 37 человек. 39 выпускников из 23 образовательных учреждений набрали 100 баллов на ЕГЭ. При этом один из них - максимальную сумму по двум предметам. Самый высокий уровень подготовки выпускников показали гимназия №1, лицей информационных технологий, медико-технический лицей.
- Если еще совсем недавно стобалльные результаты демонстрировали в основном ученики лицеев и гимназий, то в нынешнем году в списке 15 общеобразовательных школ, - отметила Галузина.
На пути к пятидневке
Отдельно руководитель департамента остановилась на вопросах развития цифровой образовательной структуры. Она подчеркнула, что существуют совершенно четкие параметры, которые на сегодня, к сожалению, у многих образовательных учреждений пока только в планах. Например, переход от бумажных журналов к электронным. В Тольятти он уже завершен. В Самаре пока только 51 школа отказалась от бумажных журналов.
Не менее важный вопрос - внедрение дистанционных технологий.
- Если мы говорим о переходе на пятидневку, который тоже был назван в послании главы региона, на односменный режим, то мы понимаем, что нам никак не обойтись без использования дистанционных технологий. Они помогут уменьшить количество времени, которое дети проводят в школьных стенах. Конечно же, все это должно быть не в ущерб учебному плану, - подчеркнула Галузина.
Внимание одаренным
Еще одно приоритетное направление - эффективная система выявления, поддержки и развития способностей детей. Каждый школьник, желательно еще обучаясь в начальных классах, должен найти тему, которая была бы ему интересна. Задача классного руководителя - осуществлять сопровождение ребенка с учетом его склонностей, привлекать к этому процессу учителейпредметников, родителей.
Многое делается в этом направлении. Только в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в минувшем году участвовали 824 человека, 34 из них стали победителями.
В последние два года появились новые проекты, связанные с поиском наиболее успешных и современных методов работы с одаренными детьми. В частности, на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Золотая рыбка» организован центр «Олимпик». Здесь прошли профильные смены физикохимико-математической направленности. В пяти учебно-тренировочных сборах приняли участие 259 учащихся 7-10-х классов. Для работы с ними пригласили в том числе ведущих педагогов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.
В нескольких детских оздоровительных лагерях проведены профильные смены других направленностей. Всего в этом году их организовали 58, с охватом более девяти тысяч школьников.
На следующий год запланированы проведение профильных смен различной направленности, организация на городском уровне работы по углубленному изучению математики с учащимися не только средних и старших, но уже пятых-шестых классов, а также создание системы тьюторской поддержки в течение учебного года участников «Олимпика».
Поддержать ребят
Выступление и.о. руководителя Самарского управления областного министерства образования и науки Виктора Трунина было посвящено новым ориентирам и решениям в отрасли.
В своем докладе среди прочих тем он затронул вопрос доступности образования для детей с проблемами здоровья. Перед педагогами поставлена задача своевременно выявлять, поддерживать таких ребят и определять для них оптимальный процесс обучения. Кроме того, весьма важно формирование позитивного отношения к особым детям через грамотное ведение информационной и просветительской работы. Не все родители готовы сегодня отдать ребенка с проблемами здоровья в общеобразовательную школу. Решением этой проблемы может стать организация инклюзивных ресурсных центров. Таковой уже начал работать на базе школы-интерната №117.
За наилучшие результаты
По сложившейся традиции в рамках форума отметили педагогические коллективы, продемонстрировавшие в минувшем учебном году наилучшие результаты. Благодарственными письмами главы города награждены работники детских садов №№153 и 350, школы №146, лицея «Классический», центра детского творчества «Металлург» и детского оздоровительно-образовательного центра «Юность».
Городская дума отметила благодарственными письмами детский сад №383, школу №29, школу-интернат №71, школу искусств №6.
Цифры
Более 115 тысяч учеников в этом году примут самарские школы.
47 тысяч детей будут посещать детские сады.
В 177 самарских детских садах приступят к работе 3922 воспитателя, логопеда и психолога.
В 159 самарских школах будут преподавать 5946 учителей.
1912 педагогов дополнительного образования будут работать с детьми в 62 учреждениях.
Факт
86%выпускников этого года поступили в вузы и ссузы Самарской области. 3636 выпускников приняты на бюджетные места, 1320 человек будут учиться на коммерческой основе.