Известный театральный постановщик Анатолий Праудин вместе с участником его режиссерской лаборатории, актером театра «СамАрт» Алексеем Елхимовым завершают работу над постановкой поэмы Гомера «Одиссея». Их совместный проект - путешествие не только в переносном, но и в прямом смысле слова.
В августе 2017-го они погрузились в мир «Одиссеи», покорив морскую стихию. Дикие, неисхоженные круизными судами маршруты пролегали в Северной Атлантике. Когда творческая экспедиция подходила к концу и пришло время возвращаться домой, высшие силы внесли свои коррективы в планы постановщиков так же, как когда-то в судьбу древнегреческого героя, чье имя носит поэма. Авторы спектакля рассказали «СГ» о поездке и постановке.
Алексей Елхимов, актер театра «СамАрт», теле- и радиоведущий, основатель радиостанции «Время звучать!», лауреат премии «Самарская театральная муза» в составе испольнителей спектакля «Гамлет», участник режиссерской студии театра «СамАрт» под руководством Анатолия Праудина:
В экспедиции мы хотели заблудиться. Мы же о заблудившемся человеке делаем спектакль. Нам нужно было попасть в трудные морские условия, выполнять простую работу матроса, ежедневно нести вахту... Короче, подробно изучить этот мир, пространство и погрузиться в среду бесконечных скитаний. Была сложная подготовка и множество вариантов экспедиции. Нефтеналивной танкер, легендарный ледокол «Михаил Сомов», плавучая научная лаборатория - мы рассматривали для командировки даже катамараны и парусные деревянные лодки. В результате нас пригласили на борт парусной яхты компании «РусАрк» и зачислили в штат команды, за что мы очень благодарны капитану Даниилу Гаврилову. Идти нам предстояло почти месяц из Гренландии в Мурманск. В сентябре там довольно свежие ветра, и у нас без шторма и приключений не обошлось. В общем, что мы хотели, то и получили.
Несли вахты «шесть через шесть», аккуратно вели лодку между льдами и айсбергами, сами себе готовили еду, все фиксируя в творческом дневнике. После такого перехода яхту немного потрепало, и в Исландии мы встали на починку парусов. Дальше возвращение на родину было практически по Гомеру - с незапланированными бухтами, чужими кораблями и новыми странами. Мы привезли значительный багаж впечатлений, аудио-, фото- и видеоматериалов. Но главное, в экспедиции родился основной замысел спектакля, и по прибытии в течение года мы уже делали этюды, работали непосредственно в театральном пространстве. Искали язык спектакля, разрабатывая отдельные эпизоды. В какой-то момент стало понятно, что в спектакле будет живая музыка. Пригласили Владимира Елизарова (группа «Контора Кука»). Честно говоря, мне давно хотелось соединить театр и самарское рок-сообщество. У «Конторы Кука» кинематографичные тексты. В них есть развитие сюжета, яркие образы. А Кук - вообще настоящий боец рок-авангарда и, по-моему, очень гомеровский герой. В общем, мы поняли, что музыкант должен присутствовать на сцене: без него ничего не получится, а Владимир согласился, и теперь мы сочиняем вместе.
Эскизный вариант спектакля покажем 15 сентября в малом зале «СамАрта». Дальше будет, видимо, уже небольшая финальная доработка, и мы пригласим зрителей на премьеру. План такой.
Анатолий Праудин, российский театральный режиссер, лауреат государственной премии РСФСР (1991), в театре «СамАрт» поставил спектакли «Таланты и поклонники», «Фальшивый купон», «Привет, Рэй!», «Чайка», «Гамлет», «Маленькие трагедии» (курсовой спектакль студии «СамАрта»):
«Одиссея» - вторая часть сценической трилогии. Первая - спектакль «Донецк. 2-я площадка» (26 и 27 февраля спектакль, поставленный в Санкт-Петербурге, был показан в Самаре в АртКотельной. - Прим. авт.). Там рассказана та же история, есть та же проблема. Человек бросил свой дом, свою страну в поисках более яркой жизни и оказался там, откуда не может выйти по ряду причин. Так же и гомеровский Одиссей должен был править Итакой, растить сына, но отправился за славой, доблестью, ну и за добычей, конечно. Кончилось все плохо - 20-летней дикой проблемой.
Будет еще третья часть. О том, как человек в поисках более содержательной мужской жизни оказывается в абсолютном тупике. Мы надеемся, что каждый зритель ощутит некую родственность этой темы и своей жизни.
Боги дают каждому задание, делают подарок в виде некой индивидуальной судьбы, в рамках которой мы должны существовать. Одиссей должен был быть царем маленького острова (его весь можно обойти за один день). Быть мужем и отцом: для своих детей и своего народа. Защищать его, если понадобится. Судить, если возникают недоразумения. Посвятить себя этому государству. Но все герои, которые были царями маленьких островков, воспользовались тем, что у одного грека сбежала жена с молодым человеком, и дали себя убедить в том, что это национальный позор. Сработала их внутренняя потребность засунуть пальцы в розетку.
Вопрекизм, протест против сущностных вещей всегда приводит к катастрофическим последствиям. Как и нарушение физических и нравственных законов. Об этом я и говорю с публикой последние 15 лет. Своей задачей мы ставим гармонизировать внутреннее состояние зрителя.
Нам хотелось бы показать трилогию во всех городах, которые имеют к ней отношение. И в Санкт-Петербурге, и в Самаре. В три вечера. Но это будет позже, пока выпускаем «Одиссею».