В Брюсселе объявлены результаты международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования (ICCS-2016). Россия, занимавшая в прошлом цикле 19-е место, поднялась на 7-ю строчку рейтинга. Каждая страна мира, заботящаяся о повышении качества образования, активно использует для оценки своих достижений такой инструмент, как международные сравнительные исследования. Россия также вовлечена в этот процесс. Причем, как отмечают эксперты, прошло достаточно долгое время, прежде чем результаты сопоставления с другими перестали повергать нас в шок.
Мир хочет знать, какими гражданами будут нынешние школьники. Именно этому и было посвящено исследование ICCS, в рамках которого изучался уровень знаний школьников, касающийся гражданственности, их отношение к демократическим ценностям, предрасположенность к будущим активным социальным и политическим действиям. В проекте участвовало более 94 000 восьмиклассников и 37 000 учителей из 24 стран.
Российскую Федерацию представляли 7 тысяч учащихся и 5 тысяч педагогов из 352 школ 45 субъектов.
Средний балл учащихся Российской Федерации составил 545. Это седьмое место в мировой таблице. В 2009 году мы были на 19 месте. Результат российских школьников выше среднего показателя по исследованию на 28 баллов. Первую строчку рейтинга занимает Дания со средним баллом 586.
Знания восьмиклассников оценивались по четырем уровням: от базового до третьего. Только 0,3% российских школьников не достигли базового уровня. У нас таких детей в 9 раз меньше, чем в среднем по всем странам, принимающим участие в этом исследовании.
Знания базового уровня продемонстрировали 3,7% наших учеников. Первого уровня достигли 16,6%, второго – 37,3%. На этом уровне нас опередили всего четыре страны: Хорватия (39,9%), Латвия (39%), Литва (38,5%) и Словения (37,6%).
Третий, самый высокий уровень, осилила почти половина российских ребят – 42,1%. Выше результаты только у Дании (62,4%), Китайского Тайбэя (62,2%), Финляндии (60,4%), Швеции (58,3%), Норвегии (53,5%) и Эстонии (43%). 79,4% учеников Российской Федерации оказались на втором и третьем уровне, что на 13,1% больше среднего показателя по исследованию.
Результаты подтвердили, что качество граждановедческих знаний по сравнению с 2009 годом, когда проводилось предыдущее исследование, выросло почти во всех странах. Наша динамика одна из лучших – 38 баллов. Впереди только Швеция с разницей в 42 балла.
Зато Российская Федерация находится на первом месте по приросту числа детей, достигнувших второго и третьего уровня. С 2009 года их стало у нас больше на 17,8%. Страны, опередившие Россию по среднему баллу в 2016 году, значительно отстали от нас по количеству школьников, которые добились высоких показателей, по сравнению с предыдущим исследованием: Дания, занимающая первое место, на 14,4%, Китайский Тайбэй на 10,9%, Швеция на 6,1%, Финляндия на 18,1%, Норвегия на 0,6%, Эстония на 7,9%.
В ходе исследования все населенные пункты, в которых расположены школы, были поделены на пять групп: село, деревня или поселок до 3000 человек, маленький город (до 15 тысяч), город (до 100 тысяч), крупный город (до миллиона), мегаполис (свыше миллиона жителей). Оказалось, что школьники из более крупных населенных пунктов добиваются лучших результатов, чем их сверстники из меньших населенных пунктов. К примеру, базовый порог в 311 баллов не преодолели только 0,08% детей, живущих в мегаполисах. В сельской местности, не справившихся с пороговыми заданиями, почти в 7 раз больше.
Чем крупнее населенный пункт, тем больше процент детей, которые достигают второго и третьего уровней. Для учащихся из сельской местности этот показатель составляет 29,29%, из маленьких городов – 47,19%, из мегаполисов – 51,79%.
В рамках Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования также изучался уровень доверия школьников различным политическим и социальным институтам. 89% российских школьников доверяют правительству, 73% – парламенту и 69% – судам. Чуть больше школьников по сравнению с 2009 годом стало доверять политическим партиям – 54 процента вместо 51. Снизился уровень доверия к людям в целом. За семь лет не изменилась ситуация с уровнем доверия наших школьников средствам массовой информации. Как была низкой, так низкой и осталась – 41%.
Исследование показало, что в российской школе постепенно переходят от передачи знаний к воспитанию "эффективного" гражданина, участвующего не только в выборах, но и в общественной жизни страны и мирового сообщества". Как отметили 90% директоров российских школ, будущий активный гражданин формируется в основном не на уроках, а во внеурочной деятельности и является продуктом всего школьного опыта. Как отмечает заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина, "ответственности по учебнику не научишь. Самый действенный метод – дать ребенку возможность принимать решения и отвечать за их последствия, и чем раньше, тем лучше, потому что граждановедческое образование начинается отнюдь не в школе. И, пожалуй, даже и не в детском саду. Все начинается с семьи".
Было бы наивно предполагать, что на вопросы тестов, переведенные на разные языки и предложенные учащимся, принадлежащим к различным культурам и образовательным системам, можно получить очень близкие ответы. Разброс неизбежен, но именно он дает нам возможность увидеть лучшие практики и технологии. Но несомненно одно: исследования такого характера должны максимально учитывать национальные особенности – историю, традиции, ценности, язык, образовательные системы и учебные программы разных стран. Чтобы сравнение результатов учащихся было достоверным, а выводы, сделанные на основе сравнения, ни у кого не вызывали сомнений.