Окончание. Начало в «СГ» от 31 июля 2018 года.
В нашей стране выстраивают систему производства конкурентных товаров. Эта стратегическая задача поставлена руководством России: мы должны научиться выпускать качественную высококлассную продукцию, востребованную не только на внутреннем, но и на мировом рынке.
В этом производителю, помимо прочего, призвана помогать созданная три года назад федеральная некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество). Недавно в Самаре с рабочим визитом находился ее руководитель Максим Протасов. «СГ» взяла у него эксклюзивное интервью. Разговор шел о задачах этой структуры и всех отечественных производителей, о том, как растить в стране грамотного потребителя, знающего рынок и свои права.
- Максим Александрович, вы подписали с руководством Самарской области дорожную карту по совместной работе. Наше правительство представило свои предложения по тем предприятиям, на которых Роскачество может инициировать внедрение бизнес-процессов для улучшения конкурентоспособности продукции. Определены категории товаров для исследований. Как вы в целом оцениваете ситуацию на самарском рынке?
- Мы можем отвечать только за ту продукцию, которую исследовали, разобрали, как говорится, на молекулы. На самарском рынке есть товары, которые уже проходили через наши веерные исследования. Среди них хлебная группа. Ваш хлеб от определенного производителя, видимо, вскоре получит государственный «Знак качества». Не будем забегать вперед, об этом потребители еще узнают. Мы в течение этого лета проводим глобальное исследование хлебной категории продукции по всей стране, и у вас очень достойные результаты.
Одному из ваших молочных комбинатов уже вручили «Знак качества», первый в Самарской области. По «молочке», кстати, у потребителей очень много вопросов - и у вас, и в других регионах. По инициативе Роскачества уже внесены изменения в действующее законодательство, с 16 июля вступил в силу новый технический регламент, в соответствии с которым будет четко разделяться продукция, не содержащая растительных жиров, и та, в которой эти компоненты есть. Это маленькая революция на российском рынке, во имя того, чтобы все было честно: честный состав, честные маркировка, этикетка. Мы не говорим, что продукция с содержанием растительных жиров заранее плоха. Просто если ты выпускаешь ее, не надо писать «Сливочное масло» и рисовать на этикетке корову. Мы очень внимательно будем следить за тем, чтобы по завершении переходного периода, который отводится на внедрение нового технического регламента, вся маркировка в торговых точках действительно стала правдивой.
- В прежние времена, с появлением в Куйбышеве самого крупного в стране кондитерского объединения «Россия», одним из наших товарных символов стал шоколад. Самарские сладости и сегодня многие ищут, покупают, но, похоже, по инерции. Как удерживать вкусовые качества и славу продукции?
- Потребитель уже знает, что есть товары, выпущенные по ГОСТу, а есть - по техническим условиям. Сама идея ТУ изначально была заложена для того, чтобы производитель имел возможность выпустить продукцию лучше, чем по госстандартам: как-то ее разнообразить, добавить новые ингредиенты. И этот нюанс в технологии выделить своими ТУ. Однако в результате изначально хорошая идея привела к тому, что в большинстве случаев продукты, выпущенные по техническим условиям, существенно хуже ГОСТовских. Вот лежат на полке магазина две вроде бы одинаковые плитки. И на той, и на другой написано «Шоколад». Но одна выпущена по ГОСТу, вторая по ТУ. В составе первой, как и положено, какао-бобы и какао-масло, а во второй - их заменители. Выглядят одинаково, а состав и, соответственно, цена разные.
Мы уже инициировали внесение изменений в законодательство, которые позволят решить такую задачу: нельзя будет псевдошоколад называть шоколадом. Если ты даешь продукту традиционное название, с которым у потребителя есть четкие ассоциации, то этот товар должен производиться по ГОСТу или же быть не хуже ГОСТовского. Потреби телю, конечно, обидно, что утрачен вкус детства, что можно купить непонятно что. Кстати, во всем мире с этим борются. В Англии производителей уже обязали не называть шоколадом такой продукт из заменителей.
- Теперь самый простой - и одновременно непростой - вопрос. Исходя из чего нам, покупателям, делать выбор, чтобы не ошибиться? Брать в магазинах то, к чему привыкли? Ориентироваться на цену? Предварительно штудировать потребительские странички в интернете и в СМИ?
- Для начала - самый простой совет. В первую очередь ищите на маркировке государственный «Знак качества». Это гарантия того, что товар отличный. За это мы, Роскачество, отвечаем. Второй шаг - конечно же, читать и слушать отзывы профессионалов, результаты исследований, как делает это подавляющее большинство потребителей в других странах. Мы исследуем все больше и больше отечественных товаров, так что появляется все больше самых подробных и серьезных публикаций. Уже множество людей заходят на портал Роскачества, в социальные сети, где есть правдивая информация. Исходя из нее и делают выводы, принимают решения.
Мы проводили опросы и выявили, что 82 процента потребителей, взяв в руки товар, изучают информацию на маркировке. Точно, конечно, сказать трудно, во что именно они вчитываются. Вероятнее всего, это дата и место изготовления, ингредиенты. Но сам факт массового обращения внимания на маркировку говорит о том, что наши усилия не напрасны, у нас растет число умных, я бы сказал профессиональных, потребителей. Тех, которые выбирают товар рачительно и осознанно. А Роскачество старается следить за тем, чтобы на маркировке была написана правда. Если обнаруживаете информацию, не соответствующую действительности, сообщайте нам об этом. Наша главная идея, на которую мы и работаем, - вся правда о товаре.
Справка «СГ»
Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество) учреждена распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года для проведения независимых исследований качества товаров, представленных на полках российских магазинов, и выдачи лучшим отечественным товарам государственного «Знака качества». Процедура сертификации для производителей, претендующих на получение знака, бесплатна. Кроме того, Роскачество создает потребительские навигаторы на своих ресурсах, инициирует внедрение на предприятиях современных эффективных систем управления бизнеспроцессами для выпуска конкурентоспособной продукции.