Самое самарское. Идея бренда от французов

30.08.2018 10:35 1

Самое самарское. Идея бренда от французов

Мысля о развитии нашего городского бренда, мы всегда берем за базу для развития что-то готовое, в лучшем случае - привычное, еще лучше - вечное. Волга, космическая столица, коза - все эти элементы бренда объединяет их традиционность. А можно ли создать какую-то уникальную и привлекательную штуку с нуля? Многие самарцы, побывавшие в этом году на «ВолгаФесте», такую «штуку» видели.

Городок уличного искусства

Французские актеры с синими лицами - уличный театр Generik Vapeur - основной резидент марсельского городка уличного искусства - La Cite des Arts de la Rue. Уже после «ВолгаФеста» французы выступали на открытии новой ВДНХ в Москве. Их спектакль Waterlitz с летающими артистами, огромными конструкциями из контейнеров, светом, эффектами и ошеломительным звуком сразил москвичей и гостей столицы.
Это театр мирового уровня, при этом один из самых необычных. Конечно, он популяризирует культуру Марселя. Еще лучше на это работает сам «городок» - отдельный элемент культурного бренда Марселя.
Надо сказать, что в Европе очень жесткая и серьезная конкуренция между городами - за потоки туристов, за доходы, за инвестиции. Тому же Марселю приходится бороться не только с соседними Каннами и Ниццей, но и с Барселоной, Афинами, Неаполем. Культура в этой конкуренции играет одну из главных ролей. Поэтому каждый уникальный культурный проект, а особенно мирового уровня, - это большой плюс в карму города.
Единственный в мире и на районе
Когда попадаешь в La Cite des Arts de la Rue впервые, то поражаешься масштабу. Это действительно целый город - участок в 36 тысяч квадратных метров. «Городок» - единственный в мире. Создан двумя энтузиастами уличного театра Мишелем Креспеном и Пьером Бертело. В 1995 году они объединили усилия для реализации этого проекта, пробивали его почти двадцать лет. И в 2013 году, после четырех лет стройки, появился сам «городок». Это единственный центр такого рода в мире!
Он расположен в не самом респектабельном районе города, на северной окраине Марселя, где все гордятся тем, что здесь родился и вырос Зидан. Городок уличных театров вроде бы не ориентирован на работу с округой, но такое расположение важно. Городское искусство сегодня - это искусство вот таких окраин мегаполисов по всему миру. В контексте.

Генезис привлекательности

В самом «городке» - несколько зданий, улицы, площади, даже небольшая река. Есть трамваи и автобус, поставленный на попа. Здесь безумно интересно просто бродить, заглядывая в репетиционные залы, мастерские и склады декораций, многие из которых высотой в несколько этажей и весят много тонн. Десятки машин самых разных марок и типов - тоже декорации, а может, и артисты.
Сам «городок» - это с одной стороны объединение сразу нескольких уличных театров и художественных артелей. С другой - центр творчества, два цеха по производству декораций, каждый размером с заводской, образовательный центр, в который едут со всей Европы, и многое-многое другое.
Главное - уникальность
Естественно, что этот проект реализован при поддержке правительства Франции и Евросоюза. Но в его основе прежде всего энтузиазм двух человек. Один из них, Пьер Бертело, рассказывает о создании «городка»: «В восьмидесятые годы уличного театра, уличного искусства не было во Франции. И мы начали его создавать. Постепенно пришло понимание, как его развивать, искать формы - ведь уличное искусство отличается от обычного тем, что его сцена - весь город. Это не просто сцена, поставленная на площади».
Город как сцена и город как артист - важное отличие такого искусства. При этом французы не боялись риска. Тот факт, что подобных центров нет нигде в мире, только подталкивал их к реализации проекта.
И власти Марселя довольно быстро определились с отношением - проект, еще только начатый, был воспринят как «флагманский инструмент идентичности и культурного развития на местном, национальном и международном уровнях».
Судя по тому, как широко и мощно продвигает «городок» культуру Марселя по миру, власти не ошиблись. Городская культура и урбанизация - эти слова сейчас звучат непрерывно. Собственно, культура и урбанизация как раз и происходят в кварталах вокруг «городка».
Его построили не на пустом месте - в основе проекта все-таки не материальные ценности, а содружество артистов, творческое объединение нескольких трупп и проектов. Еще глубже - сама идея уличного искусства. «Городок» является уникальной экспериментальной площадкой, новаторской, но при этом очень массовой: все свои новации артисты показывают на улицах всего мира.
Самара и Москва уже видели культурный продукт от Cite des Arts de la Rue, возможно, что увидят его и в Тольятти. Пьер Бертело рассказал о спектакле, который они делают с участием автомобилей, художников и города. Уникальное зрелище может стать частью грядущего празднования 50-летия АвтоВАЗа.
Продвигает ли такой уличный спектакль, показанный в Самаре или Тольятти, туристический бренд Марселя? Ведь многие зрители даже не узнают, откуда приехали эти странные люди с синими лицами. Да, продвигает. По чуть-чуть, но постоянно.
Кроме того, там учатся артисты, художники и режиссеры со всей Европы, проходят международные фестивали и творческие мастерские, строятся декорации для спектаклей, спектакли идут в Марселе, Франции и мире. Происходит постоянная генерация культуры и генерация смыслов. Все это придумано и сделано практически из ничего. Из театра, которого не было.
Есть ли в Самаре хотя бы теоретическая возможность сделать чтото подобное? Есть. Но мы, увы, к такой истории еще не готовы. Свежий и не самый веселый пример - это ситуация вокруг фабрики-кухни. Вот огромный объект, который надо наполнить смыслом. Сделать его уникальность работающей. На город и его собственную культуру.
В итоге - голосуем за то, филиал какого столичного музея мы здесь откроем. Да, эта ситуация во многом обусловлена вопросами финансирования. Но даже если предположить, что мы можем сделать здесь что-то свое… Нет, лучше Третьяковка.

Источник

Предыдущая новость

В Самаре 15 декабря открывается прием заявлений в первый класс Виктория Дайнеко опровергла слухи о своей личной жизни На площади Куйбышева проложили 17 километров кабельных линий Олимпиада 2018 в Пхенчхане: таблица медалей и медальный зачет на 16 февраля День ручного письма: мастер-класс по каллиграфии

Лента публикаций