На днях в Нью-Йорке состоялись торги, которые проводил аукционный дом Christie’s, во время которых с молотка ушло полотно Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Лот стал самым дорогим в истории торгов, принеся российскому магнату более 300 миллионов долларов прибыли. В свое время картина была приобретена им за 127 миллионов долларов, а ушла за 400.
На сайте Christie’s отмечалось, что долгое время полотно считалось всего лишь копией из-за ряда признаков, не соответствующих тому времени, когда писалась. В частности, указывалось отсутствие усов и бородки. В середине ХХ века полотно ушло за смлкешные 45 фунтов и только в XXI веке было признано шедевром.
Тем не менее самое дорогое полотно снова попало под подозрение. Издание The Telegraph приводит сразу четыре аргумента в пользу этого предположения. В 1499 году, когда было написано полотно, Да Винчи всерьез занимался изучением оптических иллюзий и преломлением света. Однако стеклянный шар, который держит в руке Иисус, выглядит крайне не реалистично.
Кроме этого, обычно картинам да Винчи присуща динамика, когда персонажи на его полотнах изображаются в сложных позах. А в этом случае полотно скорее смахивает на икону, так как Спаситель очень статичен и изображен анфас.
Масло в огонь подливает тот факт, что у полотна весьма неясное прошлое — оно то появлялось на торгах, то снова бесследно исчезало.
И последней причиной называют тот факт, что полотно так часто реставрировалось, что от да Винчи в нем уже могло почти ничего не остаться.