Школьный психолог объяснила, почему дети не хотят учиться

31.10.2017 2:16 8

Школьный психолог объяснила, почему дети не хотят учиться

Самый лучший педагог-психолог работает в Калининградской области. Елена Болдырева из Правдинской школы стала победителем Всероссийского конкурсапрофмастерства “Педагог-психолог России-2017”.

В числе финалистов еще одиннацать самых грамотных специалистов из Татарстана, Новосибирска, Калужской, Калининградской, Ростовской, Ленинградской областей, Самары, Москвы, Сочи и Хабаровского края. Их, в свою очередь, назвало жюри по итогам очного тура, где участвовало 53 человека. Как отбирали лучших? Педагоги-психологи проводили открытые занятия, тренинги и решали конкретные практические задачи. Например, такие: "Медсестра на медосмотре увидела на теле восьмиклассницы глубокие царапины и предположила, что ребенок стал жертвой насилия. Как вы будете строить индивидуальную беседу с ученицей?" Психолог должен быть разобрать и показать разные варианты диалога.

Психологи есть уже во многих школах . Они обычно проводят тестирования, участвуют в педсоветах и дают свои рекомендации учителям. Например, какой уровень предмета может осилить ученик. С 5-6-го класса начинаются факультативы по психологии. Кстати, они очень востребованы в топовых школах, где программы сложнее, а требования выше. Занятия по психологии для учеников – и эмоциональная разгрузка, и возможность детям общаться, разговаривать друг с другом. Никаких гаджетов!

А в ближайшее время в школах появится учебник психологии. По словам главного психиатра минздрава Зураба Кекелидзе, сейчас идет его разработка с 1-го по 11-й класс. К 2018 году книги будут готовы. Где и когда изучать психологию в школе? Один из вариантов – на уроках Основ безопасности жизнедеятельности, 20 часов в год.

– Тема школьных учебников по психологии не нова. Я сама в свое время вела такой курс в 3-м и 4-м классах и пользовалась учебником "Психология" под редакцией И.В. Дубровиной. Этот учебник рассматривает основные психические процессы: воображение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воля, эмоции. Официально это были уроки психологии в расписании, но это было больше, чем урок. Это были занятия, где дети открывали самих себя, – рассказала "РГ" победитель Всероссийского конкурса педагогов-психологов Елена Болдырева.

Сложный возраст – 14-15 лет. В учебнике психологии акцент надо делать на позитивном развитии подростков

Она не считает нужным вводить психологию в школе в обязательном порядке. И уж ни в коем случае нельзя проводить контрольные и ставить оценки за знания основ психологии. А проводить такие занятия – только в малых группах.

Ольга Мишукова, заслуженный учитель России из Сосновской школы N1 Тамбовской области согласна, что давать азы психологии надо в началке.

– Может быть, это будет "Азбука психологии"? У меня только что в продленке ребенок уронил горшок с цветком, все рассыпал и моментально убежал. Но надо, чтобы дети знали, что такое ответственность, понимали последствия негативных поступков не только для себя, но и для других. – говорит педагог.

По мнению психологов и педагогов, самый сложный возраст – 14-15 лет. И в новом учебнике психологии акцент надо делать на позитивном развитии подростков. Что это такое? У практикующих психологов сть понятие – самоэффективность, когда ты двигаешься к цели шаг за шагом и каждый раз покоряешь свою, пусть небольшую вершину. Получить в этой четверти, например, четыре по математике. В следующей – четыре по истории…Если цель достигнута, позитивный настрой растет.

Правда, тут очень важно и то, как себя ведут родители. Они должны сказать: "Ты хорошо занимался, делал все домашние задания, ты успешно напишешь контрольную", это одно. Но иногда они говорят другое: "Ну, не знаю, как ты эту контрольную напишешь… отличником тебе не быть". Наверное, учебник должне рассказывать об этом.

Эксперты говорят: учителям надо обязательно рассказывать о компьютерной зависимости школьников, о том, как оберегать детей от необдуманных шагов в сети.

Старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС Кирилл Хломов припомнил, что в советское время в школах был курс "Этика и психология семейной жизни". Вели его разные учителя – от историков до военруков, и ничего хорошего из этого не вышло.

– Психологию в школе должен преподавать педагог-психолог и уж никак не в рамках ОБЖ. Начинать надо с младших классов, как это делается в Финляндии. Там уже с 1-го класса идут занятия по коммуникативным навыкам, нацеленные на профилактику травли в школе. Эта программа очень успешна,- рассказал Кирилл Хломов.

Кстати

О чем, по мнению экспертов, должен рассказывать школьный учебник психологии:

– о трудностях у ребенка в определенном возрасте;

– как научиться справляться с волнением и тревогой;

– как выстраивать отношения друг с другом;

– как понимать и помогать друг другу;

– какими могут быть последствия травли в школьной среде;

– как гасить конфликты в школе.

Школьный психолог объяснила, почему дети не хотят учиться

Инфографика “РГ”: Антон Переплетчиков/Ирина Ивойлова

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Бесплатный проезд и билеты в театры и музеи. Какие преимущества дает паспорт болельщика Часть домов в Кировском районе Самары будут получать тепло по резервной схеме Репера, орущего “эщкере” на ухо собаке, возненавидели в сети У Дмитрия Азарова появится общественный советник в области информационных технологий Трансферы «Крыльев Советов»: два новичка минус Соболев

Лента публикаций