Рекламу, где предлагается написать диплом за деньги, могут запретить. Поправки в закон “О рекламе” об этом уже подготовлены и находятся на общественном обсуждении.
Запрет может касаться всех аттестационных работ в образовании. Накажут и тех, кто предлагает за деньги написать дипломную, и тех, кто продает уже готовые тексты. А вот открытая публикация выпускных работ магистров и специалистов в интернете станет обязательной.
Мнения
Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при Правительстве РФ:
Поддерживаю войну против списывания. Это очень важный вопрос. Проблема списывания – одна из самых острых в вузах. Списывают и дипломы, и рефераты, и курсовые работы. Решение надо искать еще на школьной скамье, когда ученики списывают из интернета или друг у друга и не понимают, что недополучают знания. Важно, чтобы учителя объясняли им это. В 90-х годах очень много наших студентов уезжали по обмену учиться за границу. Потом я им задавал один и тот же вопрос: "В чем разница между обучением у нас и там?". Все отвечали: там никто не списывает. Это самое большое преступление в вузе. За это сразу выгоняют, а работодатель никогда не примет на работу того, кого заподозрили в списывании. У нас в Финансовом университете за списывание выгоняют с экзамена, а если плагиат находят в дипломе, то не допускают к государственной защите. В прошлом году мы не допустили к защите 11 выпускников.
Елена Евдокимова, доцент Волгоградского социально-педагогического университета:
Конечно, должен быть контроль за потоком таких услуг. Не думаю, что подготовка дипломов и курсовых на заказ полностью исчезнет. Лазейки для нечестных найдутся. Одного запрета на рекламу мало, нужны изменения в самой высшей школе. Когда студент не может списать? Когда он занят исследовательской практикой, включен в научные исследования доцента или профессора кафедры. Еще один путь – исследовательские проекты со стороны будущих работодателей, которые предлагают актуальные темы. Тут не спишешь – неоткуда. У нас в вузе есть система "Антиплагиат", но если работа не скачана из интернета, а выполнена на заказ, уличить студента может только тот педагог, который его знает и представляет себе способности и возможности человека. Думаю, у нас списывают около 10-15 процентов работ. Если я вижу, что студент списал, даю ему другое задание.
Екатерина Баркина, заместитель директора школы N1269, Москва:
Среди мои учеников много добросовестных. Есть дети, которые в принципе не списывают. Но хочу сказать, списывать можно по-разному. Можно делать это так, чтобы и польза была для учеников. Особенно, если речь идет о тех, у кого есть трудности в обучении. Например, проблема очевидна, когда ребята используют готовые домашние задания. К таким я обращаюсь: "Допустим, вы списали или проверили себя, но тогда вы должны разобраться, почему тут стоит тот или иной знак, или вставлена определенная буква". Бывает, мы делаем на уроке опорный конспект, ведем грамматическую тетрадь для записи правил, словарных слов, а потом я вижу, что некоторые ученики заглядывают в эту тетрадочку во время проверочной работы. Это неплохой вариант: так они повторяют то, что не успели выучить.
Как я борюсь со списыванием из Интернета? Прошу присылать мне сочинения в программе Word или любом текстовом редакторе. Есть специальные сайты, например text.ru, куда можно скопировать сочинение и проверить на уникальность. Работы, где у ученика меньше 50 процентов собственного текста, не проверяю. Бывают школьники, которые хорошо владеют компиляцией. Они прочитали 4-5 источников, а затем изложили чужие мысли своими словами. Однажды я проверяла работу ученика, который для написания сочинения использовал 12 сайтов и написал неплохую работу. Я поставила ему 4 и объяснила почему: нет собственного видения, своих размышлений над текстом.