В Доме-музее В.И. Ленина недавно открылась выставка «Детский уголок. Игры и забавы 100 лет назад». У составителя, московского коллекционера Татьяны Макеевой - самарские корни. Ее предок провизор Федор Рунне владел аптекой на углу улиц Панской и Саратовской (ныне Ленинградская и Фрунзе). Ее бабушка Мария Рунне-Федоренко была одной из первых женщин-врачей в России. Она оставила замечательные воспоминания о своих детских и гимназических годах. Это и подтолкнуло ее внучку к коллекционированию всего, что связано с жизнью детей дореволюционного времени. Продолжение публикации от 10 сентября. Почему же Маше Рунне, на домашний манер Шуренке, так хотелось носить гимназическое платье? Это можно понять, взглянув на экспонат из коллекции Татьяны Макеевой. Скромное, но изящное коричневое платьице с кружевными манжетами, к которому так идет шелковый белый фартук! Женщинам старшего поколения знаком этот наряд - его позаимствовали у своих бабушек-гимназисток советские школьницы. Ученицы в СССР имели только одну коричневую форму, менялись только фартуки - белый и черный. А вот у гимназисток в зависимости от класса менялся цвет и фасон платьев. Форма гимназиста Самые младшие ученицы гимназии носили кофейные или коричневые платья, девочки постарше - голубые или синие. Затем гимназисткам шили серые наряды. Выпускницы ходили в очаровательных белых нарядах. Платья были закрытые или, как говорили тогда, «глухие», самого простого покроя. Их украшали только белый передник и цветной поясок. Форма для гимназисток была утверждена в 1896 году. А вот мальчики-гимназисты получили свою форму еще в 1834 году. Форма имела полувоенный характер. Она состояла из суконной гимнастерки синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены черной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме. Гимназисты имели также выходную форму - темно-синий мундир. Головы гимназистов украшали светло-синие фуражки с черным козырьком. Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква «Г», например, «СПБ.3.Г.». Фуражки гимназисты носили зимой и летом. Воспитатели требовали неукоснительного соблюдения формы одежды, наказывая даже за расстегнутую пуговицу или перевернутую пряжку. В то время как сами гимназисты стремились спрятать знаки принадлежности к той или иной гимназии во время своих уличных драк и других проказ. «Самарская газета» возмутилась - Гимназическое образование стоило дорого - от 25 до 30 рублей в год, - рассказывает директор Дома-музея Ленина Майя Образцова, - плюс нужно было купить книги и пошить за свой счет форму. Так что бедной семье снарядить гимназиста было просто не под силу. Для обучения сирот и одаренных детей из народа привлекались деньги меценатов или отпускались специальные средства по решению городских властей. «Самарская газета» в одной из своих статей, написанных на рубеже ХIХ - ХХ веков возмущалась: «Из соображений экономии члены городской думы решили не отдавать пошитые за казенный счет школьные платья выпускницам. Это ставило девиц из бедных семей в ужасное положение: у них не было приличных нарядов, чтобы отправиться по месту работы. Ведь большинство из них становились сельскими учительницами или гувернантками». Но не только бесприданницы ехали в деревню. Даже девушки из богатых семей, преодолевая сопротивление родственников, отправлялись учить крестьянских детей в деревенские школы. - Моей бабушке Алевтине Ивановне Ястребовой даже пришлось порвать со своей семьей - людьми довольно состоятельными, - чтобы уехать после восьмого класса гимназии работать учительницей земской школы в далекое село Никольское. А после революции она стала директором трудовой школы села Домашка, - рассказывает Майя Образцова. Из жизни бывшей гимназистки Как писала сама Алевтина Ястребова, она в 1917 году была переведена на работу в домашкинскую школу «по семейным обстоятельствам» - ее мужем стал Алексей Николаевич Ястребов, учитель из Домашки. В то время в селе существовала земская школа, переименованная в 1918 году в единую трудовую школу первой ступени. Молодой учительнице вскоре было поручено руководство этой школой. Майя Образцова приводит слова своей бабушки о строгой дисциплине, царившей в самарской гимназии №4, учрежденной госпожой О.А. Харитоновой. - Утром перед началом занятий ученицы проходили строгий контроль внешнего вида, который осуществляла одна из преподавательниц. Проверялись не только опрятность наряда, соответствие его установленной форме, но и прическа девушек. Волосы должны быть обязательно заплетены в косы и уложены в виде корзиночки или скромного пучка на голове. Младшие должны были показать руки. Особенно придирчиво проверялась у них чистота ногтей. А во время занятий воспитательница сидела на заднем ряду и следила, чтобы девушки держали осанку. Частенько тем, кто горбился, больно доставалось указкой по спине, - рассказывала Алевтина Ивановна. Девушки изучали хорошие манеры, танцы, иностранные языки, что делало их достойными невестами. Но главным, по словам Майи Образцовой, было систематическое и глубокое образование, которое позволяло гимназисткам становиться прекрасными педагогами. Справка «СГ» Все общеобразовательные учреждения дореволюционной России были поделены на три разряда: народные училища, прогимназии и гимназии. Четыре младших класса гимназии выделены в прогимназию. Гимназии были либо классические, либо реальные. В классических преподавали полные курсы латинского и греческого языков, в реальных вместо курсов латинского и греческого в большем объеме изучали математику, естественные науки и новые языки.