Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом в Самаре достаточно напряженная. По сравнению с прошлым годом число погибших несовершеннолетних пешеходов выросло вдвое. Увеличилось с 24 до 36 и количество ДТП, произошедших по вине или неосторожности самих детей.
В последнее время самарские новостные ленты печально богаты на сообщения о дорожных авариях с участием детей. Городская общественность продолжает бурно обсуждать июльскую трагедию на улице Физкультурной, когда двухлетную девочку, которая ночью оказалась одна на дороге, сбил водитель «десятки». Не утихают споры о произошедшем этим же летом ДТП на проспекте Масленникова. Тогда десятилетняя школьница перебегала дорогу и попала под колеса внедорожника. Ребенок погиб. Всего же аварии на самарских улицах в этом году унесли жизни четверых детей, и только одного из них автомобиль сбил на «зебре». Специалисты бьют тревогу и не устают напоминать, что безопасность маленьких пешеходов в первую очередь в руках взрослых.
На дороге нет места невнимательности
Ситуация с детским дорожно- транспортным травматизмом в Самаре достаточно напряженная. По сравнению с прошлым годом число погибших несовершеннолетних пешеходов выросло вдвое. Увеличилось с 24 до 36 и количество ДТП, произошедших по вине или неосторожности самих детей.
- За десять месяцев текущего года было зарегистрировано 113 происшествий с участием детей. В них, к сожалению, четыре ребенка погибли и 114 получили ранения различной степени тяжести. Рост по сравнению с прошлым годом отмечен по всем показателям: ДТП с участием несовершеннолетних было зафиксировано на шесть больше, пострадавших - на одного, - рассказал в ходе круглого стола, прошедшего накануне в нашем издании, начальник городской Госавтоинспекции Андрей Карпочев.
По данным полиции, чаще всего в авариях страдают либо воспитанники начальной школы, которые только привыкают в одиночку передвигаться по городу, либо подростки, учащиеся 9 - 11 классов, больше времени проводящие на улице. А вот напрямую от учебного сезона аварийность не зависит. Далеко не всегда всплеск происшествий приходится на время каникул. В этом году, например, печальную статистику возглавил октябрь. Число ДТП с участием детей по сравнению с прошлым годом в этом месяце выросло вдвое - с 10 до 20 случаев. В ГИБДД отмечают, что увеличилось в этом году не только число дорожных трагедий, в которых пострадали дети, но и общее число аварий, произошедших по вине пешеходов.
По пути в школу
Как рассказал заместитель руководителя городского департамента транспорта Александр Самсонов, в Самаре оборудованы 960 пешеходных переходов. 114 из них располагаются возле общеобразовательных учреждений. Организации безопасности движения вблизи школ и детсадов уделяется особое внимание. Вдоль дорог у школ установлены ограждения, а все предупреждающие знаки выполнены на флуоресцентной подложке, чтобы были более заметными для водителей в условиях плохой видимости.
- В настоящее время решается вопрос о финансировании на следующий год и разработке документации по обустройству искусственных неровностей («лежачих полицейских». - Прим. ред.) на дорогах у школ, - дополнил Александр Самсонов.
В целом же наиболее опасными, по мнению экспертов, считаются те перекрестки, где нет светофоров. Там число ДТП, как правило, гораздо выше, чем на регулируемых перекрестках. Возглавляют печальную статистику «плохих» перекрестков в Самаре два участка. Первый - на пересечении Заводского шоссе и улицы XXII Партсъезда. Только за этот год там трижды сбивали взрослых пешеходов насмерть. По этому участку ГИБДД совместно с департаментом транспорта разработали целый комплекс мероприятий, предполагающий перенос остановок трамвая, установку дополнительных средств регулирования, ограждений, исключающих выход пешеходов на проезжую часть. Эти меры обойдутся городской казне примерно в 5 млн рублей. Не исключено, что финансирование будет выделено в следующем году. Второй перекресток, где водителям стоит быть особо внимательными, - пересечение улицы Каховской и проспекта Юных Пионеров. Там также аварии случаются довольно часто.
ПДД - правила жизни
Эксперты обсудили, где и как детей учат правилам поведения на дороге.
Заместитель руководителя городского департамента образования Владимир Бочков рассказал, что основы дорожной грамотности маленьким пешеходам начинают преподавать уже в детских садах. В трех-четырехлетнем возрасте дети постигают правила дорожного движения через игру. Младшим школьникам их преподают на уроках окружающего мира, а среднему и старшему звену - в рамках программы ОБЖ.
- Эти предметы преподают в школе не менее одного раза в неделю. Кроме того, профилактическая работа осуществляется и во внеурочное время - в рамках дополнительного образования. В прошлый четверг состоялся городской этап конкурса агитбригад юных инспекторов движения, который следующей весной отметит свое 45-летие. 18 городских команд боролись за право выхода уже в областной этап, - пояснил спикер.
Дорожной грамотности детей учат и педагоги, и сотрудники ГИБДД. На открытых уроках инспекторы рассказывают, как вести себя на дороге, чтобы избежать беды. Устраивают выезды во дворы, чтобы еще раз напомнить ребятам и их родителям, что правила дорожного движения - это правила жизни. Объем мер, предпринимаемых на уровне школы и полиции, достаточно велик. Однако эксперты единогласно заявляют: без работы с родителями эффекта не достичь.
- Ни одна профилактическая беседа или разъяснительная акция не может так повлиять на психологию ребенка, как работа, которую необходимо проводить в семье родителям. От них безопасность ребенка зависит в первую очередь. Родители с малых лет должны прививать ребенку ответственность за свою жизнь и понимание того, что на дороге в первую очередь важна безопасность. Внушить школьнику, что нарушать правила нельзя, разовыми посещениями классов сотрудники ГАИ не смогут. Основной пример - это родители, бабушки и дедушки. Но, как показывает практика, зачастую они сами нарушают правила, переводя за руку своих детей через дорогу в неположенном месте, - пояснил Андрей Карпочев.
Помочь ребенку лучше усвоить правила безопасности можно в различной форме. В парке имени Юрия Гагарина уже три года работает специальный автогородок. Это симулятор реальной дорожной обстановки. Работают миниатюрные светофоры, есть дорожная разметка, пешеходные переходы, полосы для движения велосипедистов и автомобилей. Родители могут вступить и в добровольные «Родительские патрули», которые регулярно дежурят вместе с сотрудниками ГИБДД у школ, выявляя как юных, так и взрослых нарушителей.
Но самым важным уроком, пожалуй, всегда будет положительный личный пример. Даже на «зебре» и будучи сто раз правым, каждому жизненно важно убедиться, что все водители успевают остановиться и пропустить пешехода.