В галерее «Новое пространство» открылась выставка четырёх династий самарских художников

11.08.2018 15:19 5

В галерее «Новое пространство» открылась выставка четырёх династий самарских художников

Вопрос, который вызывает раздражение у большинства художников: «Откуда вы черпаете идеи и образы?» Ответить на него непросто. А порой и вовсе невозможно. Эта амбициозная задача стоит перед экспозицией «По законам художественного жанра», которая прервала трехмесячное затишье в работе галереи «Новое пространство».
Выставка стала второй в цикле «Династии». Год назад галерея рассказывала о семьях архитектора Алексея Моргуна и художника Горация Чернухина. На этот раз в центре внимания - сразу четыре творческие фамилии: Станислав Щеглов и Светлана Станиславовна Щеглова, Валерий Самаринкин и Алиса Валерьевна Самаринкина, Виктор Панидов и Алла Викторовна Сливкова, Юрий Андреев и Ольга Юрьевна Березина.
В экспозиции представлены живописные работы, графика, гравюры, акварели, керамика и предметы из личных коллекций художников. Прослеживать сходство и различие творческих манер отцов и дочерей очень увлекательно. Серия «Сотворение мира» Алисы Самаринкиной неуловимо перекликается с работами Валерия Самаринкина: «Разлив», «Осенние кружева» и так далее. Линии, очертания, темы, оттенки цвета. Объяснить это почти невозможно, но акварели Валерия и батик Алисы роднит некая общность.
Совсем другое ощущение остается от той части экспозиции, где расположены работы Виктора Панидова и Аллы Сливковой. Яркие, на грани аляповатости натюрморты и пейзажи дочери, а напротив - черно-белые офорты отца. Ее полотна, кажется, состоят из миллиона мазков и деталей. Если подойти к ним очень близко, то и вовсе трудно разобрать, что на них изображено. Его работы, рубленые до минималистичности, были в доме каждого советского человека. Виктор Панидов - классик иллюстрации к книгам, издававшимся в СССР.
По всему залу распределены стеклянные витрины. По одной для каждой семьи. «В гостях» у Самаринкиных и Щегловых в них можно увидеть трогательные черно-белые и более современные цветные фотографии. У Панидовых-Сливковых - эскизы, наброски портретов, кисти, краски, пастель, карандаши. У Андреевых-Березиных - готовые работы рядом с «моделями», изображенными на них, - самоваром, сахарницей, матрешками.
На вопрос «Трудно ли жить в семье, где сразу несколько художников?» отвечают почти в унисон: «Сложно, но интересно». Младшее поколение, выросшее в творческой атмосфере, быстро определялось с выбором жизненного призвания. Алла Сливкова рассказала о том, что с детства папа обращал ее внимание на окружающий мир, призывая детально наблюдать: «Смотри, какое небо. Смотри, какое отношение облаков к небу».
Станислав Щеглов щедро делится с дочерью главным профессиональным секретом, который узнал от своих учителей: «Хотите быть художником? Нужно много-много работать». Светлана в ответ признается, что все в ее творчестве от отца. Теперь уже она дает ему советы. Например, поберечь руки и дать им отдохнуть. Но с присущим ему упорством Станислав Щеглов трудиться не бросает.

Выставка «По законам художественного жанра» (12+) продлится в галерее «Новое пространство» (пр. Ленина, 14а) до 31 августа. Вход свободный.

Комментарий
Валентина Чернова, искусствовед:

- Дочки, конечно, счастливые. Но им пришлось и очень тяжело. Ведь существует опасность остаться в тени отцов, не оправдать ожиданий, оказаться бесталанными или невостребованными, лишиться работы. Экспонаты, представленные здесь, разные. Алиса, как и ее отец, занимается батиком, но также и керамикой, и тут можно провести водораздел. Юрий Андреев был замечательный рассказчик и собеседник. Его интерес к людям подхватила Ольга. Я много слышала о том, что у нее интересные портреты. В таком количестве увидела их впервые. Она действительно автор со своим интересным состоянием, своим миром, своей средой, с протяженностью во времени и пространстве. Для меня стало открытием путешествие Станислава Щеглова на Север, который изображен удивительно точными мазками, жестким и скупым рисунком. Дочери, вырастая рядом с отцами, читали те же книги, любили тех же художников, ходили на этюды. По замыслу, они должны были воплотить их мечты и чаяния. Не все, может быть, реализовались именно в той области, в которой хотел бы отец, но все они состоялись. И выставка состоялась благодаря этому удивительному «симбиозу» - отцы и дочери.

Источник

Предыдущая новость

Детей приглашают на бесплатные занятия «Школы котоведов» Поклонники Воробьева раскритиковали Светлану Лободу за совместный снимок Валуев ответил, как прожить на 8,5 тысяч рублей Как жительница Самары стала танцовщицей на индийских свадьбах В Самаре у леопардов Хана и Фелиции родились двое котят

Лента публикаций