В Самаре показали спектакль по произведениям Исаака Бабеля

19.04.2018 15:08 2

В Самаре показали спектакль по произведениям Исаака Бабеля

В театре «Камерная сцена» премьера - «Первая любовь» по произведениям Исаака Бабеля. Мало кто из самарских режиссеров любит русскую прозу так, как Софья Рубина. Бунин, Куприн, Достоевский, Набоков, Толстой, Гоголь - директор театра «Камерная сцена» охотно делает инсценировки произведений классиков.

Она проводит в Самаре единственный в своем роде фестиваль «Русская классика. Страницы прозы». Филолог по первому образованию, Софья Рубина литературу
знает глубоко и искренне обожает. При этом отдает предпочтение произведениям, в которых сквозь ткань прозы просвечивает поэзия.
Не стала исключением и премьера. Основой постановки стали рассказы Исаака Бабеля: «История моей голубятни», «Детство. У бабушки», «В подвале», «Ди Грассо» и собственно «Первая любовь». Одноименная повесть Тургенева, возникающая в памяти, когда слышишь это название, введена в спектакль не только потому, что упоминается в одном из текстов. Романтизм классика дает ключ к пониманию возвышенной натуры главного персонажа.
Сценическое действо начинается со вставного отрывка из «Первой любви» Тургенева - перед зрителями предстает не настоящий мир героя, а фантазия, рожденная его живым воображением. Груда мебели, возвышающаяся до потолка, обращается для него в стену, с которой, подстрекаемый своим беспощадным предметом обожания, он прыгает, чтобы доказать свою любовь. В этот момент это уже не тихий еврейский мальчик Саша, а Вольдемар - бесстрашный и безрассудный персонаж романтической повести.
Но грезы прерывает мать, извлекая пылкого влюбленного из убежища под столом. Два мира - воображаемый и реальный - постоянно пересекаются в спектакле. Режиссер все время «провоцирует» героя - например, поселяет мальчика у подножия «горы», которая возникает благодаря страстному увлечению его деда мебелью. Или приводит его на спектакль по пьесе Шиллера, чье имя стало синонимом романтизма.
Евгений Клюев успешно справляется с созданием образа восторженного мальчика. Зрителей трогают распахнутые от удивления глаза, глядящие из-под шапки непослушных кудрей, робкие и даже скованные жесты, порывистость в движениях. Каждая мелочь его жизни дышит поэзией. Софья Рубина стремится передать аромат и объем жизненных деталей глазами впечатлительного юноши, которые так выразительно изображает автор рассказов.
В контрасте с Сашей и его романтическими грезами выступает комический дуэт Владислава Метелицы и Алексея Якиманского. Два шумных, полубезумных и очень колоритных деда главного героя являют на сцене квинтэссенцию бабелевского юмора. С видимым наслаждением и мастерством перекатывают они во рту полный иронии, парадоксальности и образности текст Бабеля. Его цитаты - настоящая россыпь самоцветов, которой с нами щедро делится режиссер-постановщик: «без пищи голова не ту работу оказывает», «лгун лжет другим, а мечтатель - самому себе». Может быть, для кого-то этот спектакль станет инициацией для входа в мир прозы Бабеля, одного из самых талантливых и недооцененных авторов ХХ века.
Постановщик меняет фабульную последовательность рассказов, перенося один из первых - «История моей голубятни» - в конец. Можно ли придумать лучшую метафору для нашей жизни, чем главный герой-романтик, получающий по лицу мешком с голубями, о которых мечтал? Эмоциональный накал сцены достигает максимума благодаря выразительной игре Виталия Тимошкина - ему хорошо удается образ человека, искалеченного внешне и обезображенного злобой внутренне. Знание истории подсказывает нам, что бодрых девушек, поющих на всех углах «Марсельезу», в ближайшем будущем ждет та же участь, что и главного героя - получить со всего маху своими же убеждениями и мечтами.
Несмотря на попытку постановщика подарить зрителям надежду в конце, финал кажется искусственно приделанным к спектаклю. Необоснованный оптимизм мамы главного героя в исполнении Ольги Базановой отдает тревогой, близкой к истерии. И ее желание успокоить сына среди разрухи и погромов тем фальшивее, чем сильнее она старается быть убедительной.

Комментарий
Софья Рубина, режиссер-постановщик:

- Творчество Бабеля оказало влияние на Ильфа и Петрова, Олешу, Багрицкого, Паустовского, Катаева. Но их публика знает, а его - нет. В 2019 году культурная общественность будет отмечать 125-летие со дня рождения Исаака Бабеля. Спектакль «Первая любовь» - половина дилогии, которую мы планируем к этой дате. В начале следующего сезона выпустим вторую часть - «Король» по рассказам цикла, посвященного Бене Крику (Михаилу Винницкому, он же Мишка Япончик).

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Никас Сафронов встал на защиту Ульяновска после слов Дианы Шурыгиной Самара присоединится к федеральной целевой программе «Сохранение амурского тигра» Сын Стоцкой растет копией Филиппа Киркорова Глава Самары Елена Лапушкина проголосовала на выборах Президента РФ Картина “Аритмия” Бориса Хлебникова выиграла главный приз “Спутника над Польшей”

Лента публикаций