«Возвращение Максима» - так фестиваль был назван в связи с предстоящим 150-лети- ем со дня рождения Горького. В выходные теоретики и практики литературы обсудили и славу писателя в годы советской власти, и резкую утрату популярности в постперестроечные годы, а также справедливость того и другого.
Живая история литературы
Важная составляющая часть литературной биеннале - «Левановка» - фестиваль памяти тольяттинского драматурга Вадима Леванова, собирающий в Самаре его учеников и друзей. В том числе ставших известными писателями Михаила и Вячеслава Дурненковых и Юрия Клавдиева. Читки пьес этих авторов, а также спектакли по их произведениям - то, что привлекает массового зрителя на «Леванов- ку». Возможность вживую встретиться с представителями сегодняшней отечественной драматургии и обсудить с ними проблемы и вопросы литературы - незабываемый подарок для всех гостей литературного музея.
Самарский «Уместный театр» представил читку пьесы Вадима Леванова «Настройщик». Режиссер Игорь Катасонов выступил в роли одного из исполнителей, его партнершей стала Татьяна Каррамова. Студенты и выпускники самарской академии искусств и актер театра драмы Петр Жуйков прочитали пьесу Михаила Дурненкова «Утопия» под руководством режиссера и преподавателя Натальи Чичериной. А Юрий Клавдиев сам взялся озвучить свой свежий текст «Лунный король». Пьесу, написанную в несвойственном ему стиле куртуазной литературы, он посвятил баварскому королю Людвигу II. Нарочито сурово глядя на слушателей (подчеркивая драматизм момента), автор ронял белоснежные листки формата А4 на пол, усеянный текстом пьесы. В некоторые моменты он, напротив, не мог сдержать смех, отдавая должное юмору своего произведения.
Горькая литература
Центральной темой круглых столов стало творчество и биография Максима Горького. В связи с ним вспоминали Антона Павловича Чехова. Того Горький считал учителем.
- У Чехова герои ходят в коробочке пространства взад и вперед, наматывая энергию отчаяния, - поделился своим мнением Михаил Дурненков. - Изменения в данном случае должны происходить не на сцене, а в зрительном зале. Чехов фиксирует процессы, происходящие в обществе, а Горький предлагает решение для проблем. Он был автором манифестов, создателем героев, которые идут наперекор реальности. Растерянная страна нуждалась в показе пути. В советское время было столько Горького, что нас можно было назвать «Горькая страна».
Помимо теоретических рассуждений о литературе Михаил Дурненков предложил собравшимся мастер-класс по созданию диалога:
- Каждая произносимая реплика должна менять отношения между персонажами. Такие фразы как «Привет!» Людмила Петрушевская называет «пропуск хода». Как игра в пинг-понг. Нужно не просто «отбить», а попытаться забить в ответ. Это и есть диалог. А все остальное - монолог, который мы рассказываем по очереди. Состояние диалога не меняется ни у Чехова, ни у Горького. То же мы видим и в современных пьесах. В них коммуникативная драма. Это выглядит как диалог, но это разрезанные монологи. Каждый говорит свою правду. Интернет поддерживает такой вид общения. Чат - это ряд монологов.
Драматург рассуждал о «прикладной» функции театра, сравнивая его с плацебо:
- Мы видим героя на сцене и чувствуем высвобождение внутренней энергии. Но только если происходит момент узнавания. Постдраматический театр только для тех, кто хочет работать в качестве зрителя. В противном случае публика будет возмущена происходящим на сцене.
Дискуссия с участием театрального критика Кристины Матвиенко и драматурга и театроведа Натальи Скороход также была посвящена великому пролетарскому писателю.
- Музейное наследие бывает экспонатное и ресурсное, - отметила Наталья Скороход. - Пушкин - наследие экспонатное. Это солнце русской поэзии, и мы все им восхищаемся. А Горький - наследие ресурсное, поскольку по поводу него у нас не сформировано авторитетное мнение. Его еще не поместили на нужную полку на то место, с которым бы все согласились. Если в советское время его именем называли улицы, театры, площади и города, то после перестройки пошло обратное переименование. Яркая биография Горького вызывает больший интерес, чем его творчество. Это нечитаемый классик. В годы забвения он выплыл за счет драматургии.
Душа пьесы обретает тело
Театр как высшая точка существования пьесы на Литературной биеннале подарил зрителям два спектакля: «Шкаф» «Уместного театра» в постановке Игоря Катасонова по пьесе Вадима Леванова и «Я - пулеметчик!» по пьесе Юрия Клавдиева санкт- петербургского проекта DRUMN-DRAMA. Полумистический- полуабсурдистский «Шкаф» стал завершением первого дня фестиваля. Антимилитаристский спектакль «Я - пулеметчик!», спле- тенный режиссером Михаилом Смирновым, хореографом Алиной Юрченко и DJ SHAHASH в сложную визуально-аудиальную ткань, стал закрытием второго дня биеннале.
P.S. 2018-й - год 150-летнего юбилея Максима Горького. И под девизом «Возвращение Максима» самарцев ждет обилие встреч, дискуссий, выставок, спектаклей и событий от Литературного музея.
Комментарии
Людмила Савченко, директор Самарского литературно-мемориального музея имени М.Горького:
- Для музея подобный фестиваль - золотая жила. Мы можем регулярно раз в два года встречаться с драматургами, которые уже стали известными, и их произведения ставятся в Америке, в Великобритании. Это, конечно, накладывает отпечаток на нас. Музей становится все круче и круче. Поэтому я считаю, что это однажды принятое решение об организации «Левановки» было очень правильным.
Эрнест Орлов, замдиректора государственного литературного музея, заведующий отделом «Дом-музей А.П.Чехова» в Москве:
- Музей - это не собрание пыльных вещей, как продолжает думать какая-то часть нашего общества. Это современное пространство. Ваш литературный музей фиксирует и осмысляет не только прошлое, но и современность. Сейчас наступило такое время, когда нужно осмысливать творчество и биографии писателей, зная факты, которые долгие годы замалчивались или просто были неизвестны. Делясь друг с другом этими данными, мы можем создавать более полные образы литераторов. Нам хочется всесторонне исследовать Горького, чтобы он не оставался забронзовевшим. Это ведь уникальный случай. В 1928 году, когда он вернулся в Советский Союз, сразу же была создана в Москве экспозиция, посвященная ему, и Горький на ней был. С кем еще из писателей такое случалось? Тогда и стал создаваться этот образ, который мы хотели бы переплавить в живого человека.
Наталья Скороход, драматург, сценарист, театровед, преподаватель Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург):
- То, что литературный музей, задача которого пасти своих священных коров - писателей XIX-XX веков, собирает современных драматургов и изучает этот феномен, - это свежая музейная мысль.
Мария Сизова, куратор фестиваля «Левановка», критик, преподаватель Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург):
- Мне очень отрадно, что фестиваль набирает обороты несмотря на то, что возникает пауза размером в год. Безусловный его бонус - новые пьесы современных драматургов, некоторые из них впервые зачитываются в Самаре.
Михаил Дурненков, драматург, сценарист, преподаватель, арт-директор фестиваля «Любимовка», председатель жюри конкурса «Ремарка»:
- Участие в фестивале для меня вопрос продолжения непрекращающихся отношений с Вадимом (Левановым. - Прим. авт.), я приезжаю сюда к нему. Я постоянно помню о нем. Каждый раз, когда меня просят рассказать обо мне, я начинаю с Вадима, потому что он положил начало моей творческой биографии. Вадим Леванов всем предлагал писать пьесы. И делать это, как он утверждал, очень просто: слева пишешь, кто говорит, справа - что. Со временем, конечно, все усложняется. Имена героев могут быть где угодно. Или это может быть вообще не текст. Например, нам на конкурс присылали пьесу, созданную из фотографий, или - пятинотную грамоту вместо слов.
Юрий Клавдиев, драматург, сценарист:
- Как верно сказал Мишин брат Слава (Вячеслав Дурненков - драматург, сценарист. - Прим. авт.), кабы не Вадим, давно бы мы все сидели в тюрьме. Вадик был потрясающим человеком - добрым, нежным и сияющим. Он очень любил жизнь и всегда искал живые тексты.