Самарский художественный музей предлагает взглянуть на главное событие 1917 года с точки зрения искусства.
Не давая идеологических оценок, создатели экспозиции «Грани ХХ века. Сто лет российской революции» объединили более ста произведений живописи, графики и скульптуры, так или иначе интерпретирующих «лица и символы» периода со второй половины 1910-х до конца 1980-х годов.
Конечно, на выставке представлены портреты главных политических деятелей начала ХХ века. Зрители могут лицезреть искаженное странной гримасой лицо Куйбышева, румянец Сталина, хитрый прищур Ленина - образы, хорошо знакомые каждому, кто «родом из СССР». Широко представлен в Мраморном зале и «контекст» событий. Искусство русского авангарда (особая гордость самарского музея) как преддверие революции, творчество художников АХХРа (20-е - начало 30-х годов ХХ века), а также полотна времен хрущевской оттепели и грядущей перестройки.
Несмотря на то, что главным требованием при компоновке выставки были временные и сюжетные параметры, работы знаменитых художников Давида Бурлюка, Венира Кныжова, Рудольфа Баранова и других также попали в экспозиционный круг.
Сергей Филиппов, МИНИСТР КУЛЬТУРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ:
• 100-летие русской революции - всеобъемлющая дата, которая обязывает нас относиться к ней серьезно и внимательно, что-то попытаться понять и узнать об этом периоде. В музее мы не говорим о политике, но она все равно здесь присутствует. Искусство было призвано отражать жизнь, оно ее и отражало. Очень важно, что здесь взят не только 1917 год, но также время «до» и «после». 100 лет - это очень маленький период. Революция и гражданская война до сих пор продолжаются в сознании - они не завершились ни в 1924 году, ни в 1991-м. Сегодня мы задаемся вопросом: а что же происходило тогда в сфере искусства, что творилось в головах творческой интеллигенции? Как Россия пришла к событиям 1917 года?
Художественный музей дает нам возможность окунуться в атмосферу того времени, посмотреть, как видоизменялись течения, как искусство встроилось в новую систему власти. Это очень сложный и интересный период, пройти мимо которого нельзя.
Галина Рябчук, ДИРЕКТОР САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ:
• Мы не ставили себе задачу показать тот период с политической точки зрения, демонстрировать катаклизмы, которые происходили в обществе. Мы хотели увидеть то время через призму искусства. Любое движение и течение не может возникать и исчезать спонтанно. Серебряный век оказывает влияние на период, наступивший за ним. Мы хорошо понимаем, с чем пришла Россия к 1917 году.
Мы берем не только Октябрьскую, но и Февральскую революцию, период гражданской войны, Кронштадтский мятеж, интервенцию. Историки до сих пор спорят, когда точно завершились эти события: «Есть у революции начало, нет у революции конца».
Мы показываем авангард, который после 1917 года не только продолжает развиваться, но и переживает подъем. То, что казалось забытым в творчестве передвижников, выходит на первый план и начинает играть решающую роль, поскольку требуется искусство, понятное для широких масс. Идет возврат к реализму.
Мы не надеемся показать все, что есть в нашей коллекции, - мы ограничены размером зала. Но представлено многое. У посетителей есть возможность прийти еще раз, посмотреть видеоролики, почитать аннотации и, возможно, открыть для себя что-то новое о том очень сложном периоде.