Согласно проводимым мониторингам самарцы предпочитают покупать продукты, произведенные в хозяйствах и на предприятиях нашей губернии. Естественно, при условии нормального соотношения цены и качества. Многие из местных брендов уже прошли проверку временем и спросом, но еще остаются не до конца решенными вопросы взаимодействия торговых сетей с сельхозтоваропроизводителями, перерабатывающими предприятиями губернии. Эта тема два дня назад обсуждалась на совещании по мониторингу и реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков на территории региона. Заседание прошло в правительстве области под председательством врио губернатора Дмитрия Азарова.
Задачи… В обсуждении участвовали руководители профильных министерств и ведомств, ассоциаций и союзов, объединяющих производителей продуктов питания, а также представители крупных федеральных и региональных розничных торговых сетей. Глава региона уже инициировал системную работу по продвижению качественных местных товаров на продовольственный рынок. Правительству поручено разработать комплекс мер по поддержке ответственных производителей. Но вместе с этим важно наладить эффективный диалог с сетевиками. На заседании Дмитрий Азаров поставил задачу: - Давайте обсудим, что еще предстоит сделать, чтобы продукция самарских производителей была конкурентоспособной и шире представлялась на полках торговых сетей. Ведь все это точки роста конкретных территорий, новые рабочие места, повышение уровня жизни граждан и в конечном счете рост доходности всех участников рынка, в том числе крупных торговых сетей. Мы знаем, что у предприятий есть трудности во взаимодействии с ними. На уровне региона мы можем найти целый ряд эффективных решений - взять тот же агропарк, который уже работает. Врио министра экономического развития, инвестиций и торговли региона Александр Кобенко сообщил: по разным товарным группам сегодня в торговых сетях местные товары составляют уже от 40 до 90 процентов от общего объема. Прежде всего это молочная продукция, представлена в основном самарская, тольяттинская. А вот с овощами проблем еще немало. Например, местный картофель в федеральных сетях у нас составляет лишь 10 процентов от общих объемов, то есть на 90 процентов он привозной. И областной союз картофелеводов в предыдущие три года на предложения сетевиков рассмотреть возможность местных поставок никак не реагировал. Сейчас наметились перспективы. Новый президент союза Владимир Молянов сообщил в кулуарах заседания, что местные поставки в торговлю ежедневно составляют от 200 до 300 тонн. … и предложения На заседании обсуждали ситуацию с местным молочным сырьем, которым губерния пока обеспечена лишь на 56 процентов, с ценовой политикой на овощи, продвижением на рынок выпускаемых у нас соков. Участники заседания выдвинули предложения, что можно и нужно улучшить в цепочках производитель - переработчик - продавец. Все согласны, что следует и дальше развивать малые формы торговли на ярмарочных площадках. При этом, подчеркнул глава региона, нынешний формат многих ярмарок надо менять. Развалы на площадях больше напоминают свалки и вовсе не способствуют бережному отношению к городскому имуществу. Минэкономразвития предлагает развивать дальше и такую форму взаимодействия, как проведение закупочных сессий, где напрямую встречаются поставщики с сетевиками. Министерство также разрабатывает проекты создания инфраструктуры по логистике, фасовке и упаковке местных товаров, штрих-кодированию. Уже поддержаны два проекта по строительству и оснащению новых овощехранилищ, в Безенчукском районе завершается строительство современного цеха по рафинации, дезодорированию и фасовке растительного масла производительностью 300 тонн в сутки. Реализуется еще ряд инвестиционных проектов. Что при этом предлагают сетевики? Самарский продукт обязательно должен быть узнаваем на полках. Одна из федеральных сетей запускает новый вид обозначения наших товаров со слоганом «Выбираю самарское!». Плюс к этому между закупочными сессиями должна постоянно работать электронная площадка. И нужен в области консультационный совет по развитию продовольственного рынка с участием не только сетей, производителей, но и власти, где будут решаться текущие острые вопросы, в том числе по законодательству. По поручению главы региона все предложения сторон должны быть направлены в правительство в течение недели. Их будут отрабатывать минсельхоз и минэкономразвития. - Выстраиваем системную работу, - заключил Дмитрий Азаров. - Давайте вместе искать варианты с учетом интересов сторон и реалий рынка. Общая заинтересованность есть, нужна и взаимная ответственность.