- Раздался звонок, Карен Хачатурян: «Генрих, я написал новую партитуру балета «Чиполлино», приезжай ко мне, послушай». В этой музыке я сразу увидел все образы будущего спектакля, - рассказывает Генрих Майоров.
А 8 ноября 1974 года в Киевском театре оперы и балета имени Шевченко состоялась премьера балета «Чиполлино» на музыку Карена Хачатуряна в постановке Генриха Майорова. За эту работу он был награжден Государственной премией СССР (1976). Прошло 44 года, спектакль до сих пор с успехом идет на многих сценах России (в том числе в Большом театре), а также за рубежом. 27 июня премьера состоялась в Кремлевском дворце, а на декабрь намечена в Самарском театре оперы и балета. Он станет 25-м, где Генрих Майоров поставит своего знаменитого «Чиполлино».
- Почему Хачатурян именно вам решил показать свою новую партитуру?
- Ему подсказали. Майя Плисецкая и Родион Щедрин. На одном из конкурсов я поставил номер на музыку Щедрина. После этого тот подарил мне коллекцию своих произведений на пластинках с подписью. Он одноклассник Карена Суреновича. А Майя Михайловна всегда внимательно следила за балетмейстерами-постановщиками. Она-то и подсказала Хачатуряну позвонить мне.
- Какие особенности у детского балета?
- Есть ряд детских балетов, которые решены путем объединения различных фрагментов. Мне ближе - отталкиваться от партитуры. Я применил метод симфонизма: у народа - набор определенных хореографических фраз. Каждый его представитель «разговаривает» по-своему. Например, у полиции, Помидора, - своя пластика. Свой «говорок». И они используют только его. Я прошу солистов не танцевать под музыку, а танцуя, рождать музыку.
В отличие от классического балета, в «Чиполлино» важен сюжет. Детям должно быть понятно действие. А взрослым - интересно, какими средствами оно развивается.
Балет, опера и симфоническая музыка - элитарные виды искусства. Для того чтобы зритель сформировался, необходим детский репертуар. Когда маленькие зрители очаровываются увиденным и услышанным, им становятся интересны «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Это серьезная работа каждого музыкального театра.
- Чем вызвана необходимость новой редакции 1995 года?
- Есть такое выражение: лучше меньше, да лучше. Из трех актов я сделал два. В музыке были эпизоды, которые не продвигали действие, а просто украшали его. Теперь сюжет постоянно и стремительно развивается.
- В чем секрет популярности балета «Чиполлино»?
- Он событийный. В нем есть борьба положительных и отрицательных героев и победа добрых сил. Также важны разнообразные краски, которыми «рисуются» персонажи. Чиполлино, Редиска и их семьи - это простой народ, перед артистами балета стоит одна задача. Графини Вишни имеют совсем другой хореографический рисунок - это чистая классика. Подобный контраст вызывает интерес.
Справка
Генрих Майоров в 1957 году окончил Киевское хореографическое училище. В 1967 - 1972 годах учился на балетмейстерском отделении Ленинградской консерватории.
Автор множества хореографических концертных миниатюр, балетов.
Лауреат Государственной премии СССР (1976) за создание балета «Чиполлино» (1974) в Киевском театре оперы и балета имени Т. Г. Шевченко.
2-я премия на Всесоюзном конкурсе концертных номеров в Москве (1969).
1-я премия на Всесоюзном конкурсе артистов балета и балетмейстеров в Москве (1972).
Балетмейстерская премия V Международного конкурса артистов балета в Варне.
Заслуженный деятель искусств России и Бурятии.