Известный самарский писатель, кинодраматург, издатель, президент медиахолдинга «Самарские судьбы», член Союза журналистов, Союза писателей России, а с недавнего времени член правления Союза кинематографистов РФ Виталий Добрусин отмечает 60-летие. Накануне творческого вечера, посвященного круглой дате, «СГ» встретилась с юбиляром и побеседовала о его творческих проектах.
- Виталий Аркадьевич, за свою профессиональную жизнь вы столько успели сделать. Начав с тележурналистики, стали писателем и крупным издателем.
- Я счастливый человек - всегда занимался тем, что нравится, никогда ничего не делал по принуждению. Мне довелось не просто общаться с яркими личностями - Борисом Ельциным, Александром Солженицыным, Василием Аксеновым, Евгением Евтушенко, но и снимать о них фильмы, делать передачи, писать книги. А сегодня по-прежнему нравится заниматься историческими исследованиями и, конечно, пробовать себя в разных творческих жанрах.
- Как приходило осознание, что начинается новый этап в профессии, творчестве?
- Когда-то давно я прочитал, что жизнь человека делится на 12-летние отрезки и в последний год цикла происходит событие, которое определяет дальнейшие 12 лет. Удивительно, у меня так все и сложилось. Родился я в Оренбурге в 1957 году. Спустя ровно 12 лет - в 1969-м году - переехал в город Куйбышев. Еще через 12 лет, в 1981-м, начал штатно работать на телевидении, тогда это был комитет по телевидению Куйбышевского облисполкома. В 1993 году была зарегистрирована телекомпания «РИО», а в 2005-м вышел первый выпуск авторского документального сериала «Как уходили кумиры». Три сезона он шел на всю страну. Мы выпустили 250 серий. Это направление - биографическое, мемориальное - определило последующие 12 лет.
- Выходит, в будущем году для вас начинается новый цикл?
- В этом году, думаю, было или должно произойти какое-то событие, которое определит мою дальнейшую судьбу. Но я пока не знаю, что именно это будет. Помните строки Сергея Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье»? Про то, что 2005 год был судьбоносным, я тоже понял несколько лет спустя. Просто шла работа в Москве над сериалом, а оказалось, этот период был предвестником другого большого проекта - «Самарские судьбы». Хочется успеть сделать как можно больше, пока здоров. Я достаточно долго занимаюсь судьбами людей и знаю, что такое для человека возможность творить, работать. Поэтому стараюсь проявить себя в разных направлениях. Вышло 13 моих книг, я автор 42 документальных картин. Если брать проект «Самарские судьбы», при моем непосредственном кураторстве создано более 500 биографических фильмов и издано более 150 номеров одноименного ежемесячного журнала.
- В чем ценность этого проекта?
- Это будет понятно только спустя многие годы. Но сам я давно понял, как важно сохранять живые образы людей. Еще вчера ты общался с человеком, еще помнишь тепло его ладоней, и вот он ушел и оказывается, что от него осталось две с половиной фотографии. Именно в тот момент родилась идея собирать биографические материалы. Еще больше убедился в этой мысли, когда работал с историями замечательных людей, живших в нашем городе в XIX - начале XX века, при подготовке энциклопедии «Почетные граждане Самары». Чтобы собрать материал для фильма или публикации, приходилось много работать в домашних архивах, ездить в командировки.
- «Самарские судьбы» рассказывают только о знаменитых людях?
- Необязательно, есть среди наших героев и те, кто побывал в Самаре всего один день, час, но в их судьбе наш город остался навсегда. Как Владимир Высоцкий. Поэт дал в нашем городе несколько концертов, но именно из Куйбышева начались его творческий взлет, всесоюзная известность и одновременно травля.
- Артефакты из поездок привозили?
- Был период, когда мы могли создать музей «Самарские судьбы». Родственники, друзья, близкие наших героев дарили уникальные артефакты. Среди них, например, личные вещи известного советского кинодраматурга, автора фильмов «Белое солнце пустыни», «Баллада о солдате» Валентина Ежова. Вдова единственного советского нобелевского лауреата по химии академика Николая Семенова передала нам экспонаты, связанные с самарским периодом жизни гениального ученого. Были в нашей коллекции и вещи композитора Дмитрия Шостаковича периода написания Седьмой симфонии. Мой маленький кабинет был полностью заполнен такими подарками. Однако идею создания музея никто не поддержал, и нам пришлось вернуть раритеты владельцам. Среди таких нереализованных проектов и создание музея «Стояние Зои». Это особенно обидно, когда знаешь, что в маленькую португальскую деревушку, где местной жительнице привиделась Дева Мария, съезжаются паломники со всего света, поселение от этого богатеет. Так могло быть и у нас. Уверен, каждому городу нужно иметь свое лицо, пусть и мифологическое.
- Но гораздо больше проектов, которые вам удалось реализовать.
- Безусловно. Среди них в первую очередь мультимедийный проект «Самарские судьбы», в который входит одноименный сайт для общения творческих людей, где помимо новостной ленты и блогов проходят разные конкурсы. Сегодня это уже целый город, где есть свой гимн, доска почета и даже свой некрополь. Самым значительным стал интернет-проект 2014 года «Путешествие в Куйбышев 1941 года». Это 3D-карта, созданная на основе архивных документов военного времени. Активируя ее, человек может оказаться на площади имени Куйбышева, где проходит парад 7 ноября 1941 года, или на концерте 5 марта 1942 года, во время исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. И таких интерактивных точек на карте около пятидесяти. Проект вызвал большой интерес, и не случайно департамент образования Самары рекомендовал учебным заведениям использовать его в качестве учебного пособия на занятиях. Более того, самарские школьники размещают на сайте истории своих дедушек и бабушек - участников Великой Отечественной войны. Таких рассказов уже собралось четыре с половиной тысячи.
- Каким запомнится 2017 год?
- Он был особенно урожайным. В этом году у меня вышло сразу три книги. Книга «Культурная элита запасной столицы. В документах и иллюстрациях» о деятелях культуры и искусств, живших в нашем городе в эвакуации, вызвала такой интерес, что в течение октября-ноября у меня прошло больше двадцати творческих встреч и презентаций, причем при полных залах. Тираж книги - тысяча экземпляров - разошелся мгновенно. Еще участвовал в создании двух выставок, посвященных 50-летию концертов Владимира Высоцкого в Самаре и 55-летию городского молодежного клуба «ГМК-62».
- Вы причастны и к увековечению памяти режиссера Эльдара Рязанова.
- Для этого были приложены немалые усилия. Очень благодарен в то время главе Самары Дмитрию Игоревичу Азарову, у которого был советником, депутатам думы Самары, поддержавшим идею присвоить звание «Почетный гражданин Самары» любимому кинорежиссеру. А инициативу создать музей Рязанова впервые озвучил в 2015 году на заседании оргкомитета «Культурная Самара». И сегодня Самара имеет и сквер имени Рязанова, и мемориальную доску на доме, где Эльдар Александрович провел первые годы жизни, его памятник, а скоро откроется и музей режиссера.
- Каким видите ближайшее будущее?
- Я уже говорил, что не знаю, что будет дальше. Сегодня наступило непростое время, когда многие планы и мечты, возможно, придется законсервировать. Но надеюсь, проект «Самарские судьбы» будет продолжен. Он очень востребован, читатели пишут нам каждый день, предлагая новые темы, героев. Конечно, в этом заслуга всего нашего творческого коллектива - журналистов, режиссеров, опера- торов - всех тех, кто делает проект… Меня часто спрашивают: когда я успеваю все физически совмещать? У меня ко всему прочему большая семья, шесть внуков, младшему шесть месяцев. Внуки не понимают, что я член какого-то общественного совета, что мне нужно писать, и требуют внимания и помощи. И это тоже большая и счастливая часть моей жизни.
Справка «СГ»
Творческая встреча с Виталием Добрусиным состоится 28 ноября в 19.00 в кинотеатре «Художественный».