Ну скажите, разве это не великолепно? Отважный игрушечный мишка атакует стражей порядка. Плюшевый анархист-одиночка с коктейлем Молотова в руке. Этот мишка и есть Бэнкси, о чём недвусмысленно сообщает нам подпись под картинкой. Художественный партизан, арт-стрит-террорист.
Кто такой Бэнкси – затрёпанный донельзя вопрос, ответа на который нет и, скорее всего, не будет. Однажды информация о настоящем имени Бэнкси продавалась на аукционе, и ставка поднялась почти до миллиона, точнее, до 999 999 долларов. В последний момент лот сняли с торгов, и имя этого человека осталось тайной.
Есть подозрения, что это не один человек, а целая группа товарищей, прибыльное предприятие на стыке индустрии массовой информации и современного искусства. Так или иначе, имя Бэнкси остаётся символом художественного авангарда. А сам Бэнкси – живучим, неугомонным и неуловимым бунтарём из подполья. Крысой, у которой всегда наготове бочка яда.
Крыса – один из любимых персонажей Бэнкси. Крыса сама по себе чрезвычайно живучее существо. Если случится ядерная война, выживут только крысы, во всяком случае, они умрут последними. А главная угроза для крысы – другая крыса.
Раньше моряки во время плавания развлекались тем, что выращивали «крысиного короля». Они ловили крыс и сажали их в бочку. Сверлили в бочке маленькие дырки, чтобы крысы не задохнулись, и оставляли бочку в дальнем углу трюма. В конце концов оставалась одна крыса, которая сжирала всех. Это и был крысиный король. Голодного и тощего крысиного короля выпускали из бочки на просторы корабельных трюмов, где жили его ленивые, жирные и непуганые собратья. И вся вальяжная, наглая, уверенная в себе крысиная стая, которую морякам невозможно было одолеть, разом оказывалась просто чьей-то пищей.
Но ядовитая крыса от каннибальских привычек крысиных королей защищена. Наверное, именно это имел в виду Бэнкси. Чтобы выжить в современном городе, сегодня многие хотели бы стать такими ядовитыми крысами. Наберите в гугле «курсы стервологии» и вы узнаете, что люди даже платят деньги, чтобы их специальным образом потренировали.
Впрочем, если ты победил в крысиных бегах, ты всё равно крыса, как сказано в следующем граффити.
Парадокс – главный художественный приём Бэнкси. Поэтому Бэнкси воплощает дух современного искусства, причём не только в живописи, но и в частной жизни. Он борется против капитализма, и при этом он миллионер. Его бренд приносит изрядную прибыль. Он считается главным преступником художественной тусовки, потому что формально его картины нарушают общественный порядок – но во многих муниципалитетах рисунки Бэнкси охраняются в качестве культурного достояния. Уже были случаи, когда попытки закрасить граффити Бэнкси официально квалифицировались, как вандализм.
Что ж, работы Бэнкси действительно великолепны.