Работа общественного транспорта - тема, которая актуальна для любого города, и Самара не является исключением. О том, почему по некоторым маршрутам ходят автобусы только коммерческих перевозчиков, в связи с чем возникла необходимость обновить муниципальный автопарк и когда по Московскому шоссе вновь пойдут троллейбусы, рассказал заместитель руководителя городского департамента транспорта Олег Яхин.
- Олег Иванович, почему довольно большая доля пассажирских перевозок в Самаре приходится на коммерческие компании? - Без помощи коммерческих перевозчиков пока не обойтись. Муниципальные транспортные предприятия из-за постоянного дефицита средств еще лет десять назад перестали справляться с пассажиропотоком. У них элементарно не хватало техники на то, чтобы обеспечить работу должным образом. Тогда на помощь муниципалитету и пришли частники, которые на собственные средства приобретали подвижной состав. Благодаря коммерческим перевозчикам появилось много новых маршрутов, что позволило людям без пересадки добираться из одной части города в другой. Это было очень кстати, поскольку маршрутная сеть муниципального транспорта была сформирована давно и не учитывала меняющиеся потребности пассажиров. Кроме того, коммерческие перевозчики используют подвижной состав меньшей вместимости, за счет чего значительно сокращаются интервалы между рейсами, что также весьма удобно для горожан. Минус для пассажиров, конечно, в том, что на коммерческих маршрутах не предоставляются льготы.
- Как обстоят дела сейчас? На каких маршрутах льготники могут воспользоваться своим правом? - За последние два года полностью переведены на обслуживание льготников девять автобусных маршрутов: №№2, 5д, 23, 24, 34, 41, 61, 67 и 70. Мы старались уйти от дублирования одних и тех же направлений муниципальным и коммерческим транспортом. При наличии достаточного финансирования эта работа может быть продолжена, но городской бюджет, к сожалению, не бездонный. - Каким образом происходит субсидирование транспортных предприятий? - С учетом расчетного тарифа, который у нас в городе составляет 25 рублей. Речь идет о предоставлении льгот отдельным категориям горожан: студентам, школьникам, а также гражданам, которые приобретают проездной билет и оплачивают поездки по безналичному расчету. В этом случае стоимость проезда составляет 23 рубля. Еще два рубля, до 25, предприятию доплачивает городской бюджет в виде субсидий. Однако около 40 процентов всех пассажиров - это льготники, имеющие единый социальный проездной билет. На них субсидии выделяются из областного бюджета. Но проблема в том, что доплата в этом случае происходит только до стоимости поездки по безналичному расчету, то есть до 23 рублей. Таким образом, по два рубля с каждой поездки за каждого «областного» льготника предприятия недополучают. При этом реальная себестоимость поездки на муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах составляет около 28 рублей, на метро - 50. Отсюда недофинансирование, которое тяжелым бременем ложится на муниципальные предприятия. - В феврале был введен лимит на количество поездок льготной категории граждан. Как это сказалось на количестве пассажиров и доходах предприятий? - Введение лимита искусственно занизило количество перевозимых пассажиров на четверть. При этом люди не перестали ездить, но их перестали учитывать. Льготники все равно продолжают пользоваться общественным транспортом, поскольку выгнать пожилого человека из автобуса перевозчики, конечно, не могут. Им приходится убеждать пенсионеров, что они должны оплатить свой проезд. Но очень небольшой процент людей делает это. Таким образом, одно только муниципальное предприятие «Пассажиравтотранс» недополучило в этом году около 28 миллионов рублей. - Тем не менее парк обновляется. Сколько всего единиц подвижного состава приобрели в последние годы? - В 2016 году закуплено 125 автобусов на газомоторном топливе, 20 низкопольных одновагонных трамваев и 20 троллейбусов. В этом году мы приобрели еще 10 трехсекционных трамваев. Закупка осуществлялась на средства федерального, областного и городского бюджетов, при этом существенная доля затрат пришлась именно на муниципалитет.
- В связи с чем возникла необходимость в таком обновлении? - Изначально в бюджете не были заложены средства на целевую закупку подвижного состава. Но когда состояние нашего городского транспорта сопоставили с требованиями FIFA, выяснилось, что дополнительную технику к Чемпионату мира по футболу закупить необходимо.
- То, что часть городских дорог была перекрыта для ремонта, отразилось на доходах транспортных предприятий? - Из-за этого «Пассажиравтотранс» недополучил 42 миллиона рублей. Когда перекрыли Московское шоссе, транспорт был направлен по параллельным улицам, из-за чего ощутимо снизился пассажиропоток на устоявшихся маршрутах. На отдельных участках пришлось временно убрать троллейбусное движение, были перекрыты и некоторые другие улицы, в результате чего произошли значительные изменения в маршрутной сети. Маршруты удлинились, соответственно увеличились интервалы движения, ждать своего автобуса или троллейбуса людям теперь приходится дольше. Пассажиры недовольны, но избежать этого, увы, было невозможно.
- После завершения дорожных работ общественный транспорт будет ходить как прежде? - Постепенно он возвращается на обычные маршруты. Уже открыта для автобусов кольцевая развязка на улице Луначарского, правда, пока на этом участке не установлена троллейбусная линия. Так же как и на проспекте Кирова в районе пересечения с Московским шоссе. 7 ноября вернется на свой постамент памятник штурмовику Ил-2, после чего там начнут устанавливать опоры контактной сети. - Что необходимо сделать, чтобы муниципальные транспортные предприятия обрели финансовую стабильность? - Если мы придем к договоренности с областным правительством, администрацией о компенсации перевозок льготных категорий граждан в полном объеме, то есть до расчетного тарифа, и если субсидирование из городского бюджета также будет доведено до тарифа, муниципальные предприятия смогут работать в нормальном режиме. В том числе обновлять подвижной состав. В последнее время транспорт закупался в лизинг, другого выхода не было, а это очень дорогое удовольствие.
- То есть если добавить по два рубля за каждую поездку, получится ощутимая сумма, которой хватит и на новые машины? - Из-за недоплаты этих двух рублей в 2017 году «Пассажиравтотранс» недополучит 100 миллионов. Трамвайно-троллейбусное управление, учитывая его объемы работы, - в два раза больше. Принимая во внимание, что стоимость нового автобуса составляет примерно 8,5 миллиона рублей, становится очевидно, что предприятия могли бы каждый год закупать новую технику, не прибегая к лизингу.