Горьковатое правило авиации – в всякий аварии в воздухе виноватых всякий раз отыскивай на земле – сработало и на сей раз. Аэроплан Ан-148 разбился по причине непрофессионализма экипажа: на данном настаивает раз из разработчиков Ан-148, до недавнешнего времени генконструктор и гендиректор украинской компании «Антонов» Дмитрий Кива.
Генеральный конструктор «Антонова» откомментировал расшифровку «черных ящиков» Ан-148
– В данный момент по аварии буквально все понятно, – сказал Дмитрий Кива, разговаривая по телефонному аппарату. – На 1-ый проект получился как один что момент, о котором вы меня узнавали в начале – это подготовка пилотов, идея на тему тренажерную подготовку экипажа, о которой вы меня узнавали, была верной.
И вот ныне мне уже заявили официально, собственно что запись бесед экипажа в кабине одобряет их недостаточную профессиональную квалификацию. Командир практически все время до сего летал вторым пилотом, а что летчик, собственно что был вторым, вообщем имел маленький нападение, а до сего трудился стюардом. Это почти все разъясняет.
Смотрите видео по теме: «Момент крушения самолета Ан-148 попал на видео: виден огненный шлейф»
Так как собственно что там произошло? В кабине же горели лампочки, которые предостерегали, собственно что подогрев ППД (приемников совершенного давления – «МК») не интегрирован. И не включил их справедливый летчик. Но при данном и у левого пилота на табло надпись была квадратиками: включи подогрев ППД.
И у такого лампочки горели, и у иного, но непонятно почему, читая контрольную карту, ни раз из их на предупреждение не среагировал. А далее – некорректные показания скорости.
Но снова же – в том числе и в данной истории: ты успокойся и разберись, каково состояние машины в воздухе. А сориентировавшись, прими верное заключение. Но они лишь только разгоняли аэроплан.
Я, естественно, не имею права никого предъявлять обвинение – пусть в данном ориентируется комиссия, но как конструктор заявлю: данный аэроплан спроектирован в согласовании со всеми наиболее последними нормативами и притязаниями, и, в случае если не исполнять 1-го за иным нарушений, как это было в предоставленном случае, то ничего бы с ним не произошло. Полагаю, как ни горько это понимать, ключевой вопрос – в подготовке пилотов…
А подготовка экипажа разбившегося Ан-148, как ныне выясняется, вправду вызывает массу вопросов. Тем более в том, собственно что касается 2 пилота 44-летнего Сергея Гамбаряна, который не имел в том числе и профильного образования по специальности «пилот», а только закончил 10-месячные курсы переподготовки, до сего работая стюардом. При этом, переобучение он был проведен не в гос структуре, а в личной, у которой в том числе и не было лицензии от «Росавиации».
В данной связи хотелось бы припомнить, собственно что в последнее время практически впоследствии всякой авиакатастрофы подымается вопрос мастерства и подготовки летного состава. В мае минувшего года «МК» писал о скандале, который взволновал Онлайн. Его зачинателем стала группа русских пилотов, обратившаяся в ICAO (Международную организации штатской авиации) за обороной.
Летчики за это время обвинили «Росавиацию» в том, собственно что ведомство, будто бы, под поводом борьбы за защищенность полетов, намеревается отнять пилотских свидетельств практически 1000 летчиков, полагая их сфальсифицированными.
Довольно почти все СМИ за это время встали на защиту летчиков, подтверждая, собственно что «Росавиация» этим заключением преследует некие собственные платные интересы, а летчиков – людей геройской профессии, романтиков неба, элементарно выбрасывает за борт. Впрочем, когда «МК» начал понимать в задаче, оказалось, собственно что не все например несомненно: и авиачиновники не эти уж корыстолюбцы, и летчики не эти уж романтики. Сейчас, в очеедной один это подтверждается – впоследствии аварии Ан-148, в которой умер 71 человек, на что дебош глядишь уже абсолютно другими очами
За это время, в мае 2017 года, разъясняя «МК» воздействия «Росавиации» по отъему летных свидетельств у «романтиков неба», советчик руководители ведомства Сергей Извольский одобрил: вправду, в последние годы «более 400 свидетельств платных и личных пилотов были аннулированы. И единственная первопричина что — их неправомерное получение.
До этого всего речь идет о нарушениях, которые были обнаружены в ходе проверок. Летчики при получении свидетельств подавали фальсифицированные бумаги (медицинские справки о состоянии здоровья) или подделывали нападение. К примеру, практически налетывали 20 часов, а другие 80 дописывали, подкрепляя всеми важными подписями и печатями».
Но ключевое, Извольский за это время поведал, собственно что «сейчас выявилась эта желание: кое-какие летчики на основании получения свидетельств личных пилотов (подчеркиваю — частных) стали пробовать получить ещё и аттестат пилота платной авиации».
Здесь следует пояснить: во всем мире сейчас у многих граждан в личном пользовании есть самолеты или вертолеты. Все они являются обладателями частного пилота, так называемые tpl (paylot licens), которые могут получить, закончив обучение в специализированных летных центрах. При этом если ты – частный пилот, тебе категорически запрещается летать в коммерческой авиации и даже использовать свой летательный аппарат для коммерческих целей – разного рода платных экскурсий, прогулок, не говоря уже о перевозке пассажиров.
У нас же в стране эти общепринятые мировые авиационные правила долгое время можно было обходить. И когда «Росавиация» после ряда катастроф 2013 года стала наводить порядок, в частности закрывать авиационные учебные центры (АУЦ), где были выявлены крупные нарушения в подготовке пилотов, в летной среде поднялся невероятный шум.
Тогда мне удалось переговорить на эту тему с главой «Росавиации» Александром Нерадько, который объяснил мне это так:
– В чем опасность этих летных учебных центров? Раньше в наставлении по производству полетов гражданской авиации — а это был основной документ — значилось, что командиром воздушного судна может быть только лицо, имеющее образование «пилот». Потом эта строчка была исключена из нормативных требований, благодаря лоббистским возможностям ряда высокопоставленных любителей авиации…
В результате оказалось, что теперь командиром воздушного судна, к примеру, «Боинг-747», или «Боинг-777» – то есть тяжелого самолета – может стать человек, не имеющий образования «пилот». Это может быть юрист, экономист, врач — кто угодно, кто закончил авиационный учебный центр и далее пошел по пути увеличения налета сначала на легких самолетах, потом на тяжелых.
Так вот, когда мы стали заниматься качеством подготовки в авиационных учебных центрах — а проверки проводились вместе с прокуратурой, Следственным комитетом – то обнаружили, что большая часть курсантов АУЦ там вообще не появлялись, а документы об их подготовке фальсифицированы. Они, конечно, представляли документы, что летали, но, когда мы брали планы полетов в Госкорпорации по организации воздушного движения, выяснялось, что никаких полетов там вообще не было. Ну скажите, куда уж дальше?
Сейчас, как пояснили в «Росавиации», осталось порядка 60 АУЦ, обучившись в которых, можно стать частным пилотом. «При этом (цитирую советника главы ведомства Сергея Извольского) ни один авиационный учебный центр не имеет утвержденной «Росавиацией» программы по обучению профессии «коммерческий пилот». Ее можно получить, только обучившись в государственных учебных заведениях. Это либо летные училища, где дается среднее специальное образование, либо высшие учебные заведения».
Но именно это и не устраивает многих из тех, кто хотел бы стать коммерческим пилотом побыстрее, не обременяя себя многолетним образованием. Они приводят в пример западный опыт, где эту профессию можно получить в частных коммерческих центрах.
Что ж, может, когда-нибудь такое будет и у нас. Но ведь, если вдуматься, что плохого в том, что государство, через свои официальные структуры, хочет взять ответственность за жизнь и безопасность своих граждан на себя, не желая отдавать ее на откуп коммерсантам?
Все тот же Сергей Извольский в прошлом году объяснял это в интервью «МК». Суть его мнения: дорогое оборудование для обучения коммерческих пилотов — современные тренажеры и самолеты — могут позволить себе только государственные учебные заведения. Но некоторые граждане, получив свидетельство частного пилота в АУЦ, потом учились на заочных отделениях университетов гражданской авиации по профилю летной эксплуатации (налет и практика на тренажерах на заочных отделениях практически не давались), и, кроме диплома о высшем образовании, делали попытки получить вдобавок свидетельства коммерческих пилотов. Им отказывали, они возмущались. Отсюда и появилась жалоба в ICAO.
…Кстати, ICAO, когда год назад наши пилоты устроили эту бучу, их не поддержала. Им ответили, что вопросы обучения пилотов — это компетенция авиационных властей государства и его представителя, в данном случае — «Росавиации».
Может, это и правильно? И не всегда в споре романтиков и прагматиков следует обязательно поддерживать романтиков? Только ведь и прагматики в отстаивании своей правоты, особенно там, где на кону стоят человеческие жизни, должны быть куда более убедительными и расторопными.
Как сейчас стало известно, прокуратура давно уже потребовала признать деятельность учебного заведения, где второй пилот Ан-148 переучивался из бортпроводников в летчики, незаконной. 12 января этого года суд удовлетворил это ходатайство. Возможно, если бы вслед за его решением были моментально аннулированы и свидетельства всех пилотов, обучавшихся в этой шарашке, пассажиры, летевшие 11 февраля в Орск, остались бы живы?