Минэкономразвития предлагает сделать импортозамещение критерием для потенциальных резидентов особых экономических зон (они получат налоговые льготы). Максим Орешкин ранее говорил о необходимости ухода от чрезмерной локализации
Российские компании, желающие стать резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), должны будут рассказать, как они планируют осуществлять импортозамещение. Соответствующий проект приказа подготовило Минэкономразвития. Ведомство предлагает сделать уровень локализации производства и использование отечественного сырья и комплектующих критерием для потенциальных резидентов ОЭЗ.
Новый показатель, как говорится в справке к документу, будет применяться к промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным и портовым особым экономическим зонам. Такая мера нужна для «стимулирования развития импортозамещающих производств» в ОЭЗ, объясняет министерство, анализировать собираются бизнес-планы компаний.
Резиденты ОЭЗ получают право на льготы: в частности, налог на прибыль для них может снижаться с 20 до 0%. Участников эксперимента также могут освободить от имущественного, земельного и транспортного налогов, для них предусматривается значительное снижение страховых взносов. Конкретные льготы зависят от типа ОЭЗ и параметров работы резидентов.
С критикой чрезмерного импортозамещения ранее выступил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. «У нас в целом в экономической политике в последние несколько лет довольно серьезно усилилось движение в пользу локализации. Такой тренд, конечно, был важен, когда стояла задача по стабилизации платежного баланса. Это 2015 год, начало 2016 года. Но, если смотреть долгосрочно, международная торговля устроена по-другому, и постепенно нужно переходить к другим принципам», — рассказывал он на круглом столе Российской экономической школы.
Регулирование для иностранцев
Ввести степень импортозамещения в механизм оценки участников ОЭЗ было решено, так как во многих зонах сейчас «насчитывается значительное количество зарубежных резидентов», объясняет представитель Минэкономразвития. У многих из них низкий уровень локализации и использования российских комплектующих, из-за чего «искажается изначальная цель создания ОЭЗ как инструмента стимулирования российских предприятий к открытию и наращиванию производств промышленной высокотехнологичной продукции», добавляют в министерстве. В связи с этим правительство поручило стимулировать импортозамещение в ОЭЗ с помощью добавления новых критериев.
Мотивировать компании к созданию новой продукции внутри страны путем преференций (которыми и являются ОЭЗ) вполне допустимо, хотя и не надо ставить этот критерий «во главу угла», отмечает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Георгий Остапкович. Это «достаточно распространенный в мире способ», говорит он. Главное, чтобы льготы и субсидии не начали давать только при условии импортозамещения, считает эксперт.
Как оценят импортозамещение
Рассчитываться степень импортозамещения будет по формуле, учитывающей валовую прибыль организации, затраты на содержание рабочих мест, занятых в производстве и реализации продукции, и амортизацию основных средств, используемых в производстве и реализации продукции. Эксперты, принимающие решение о допущении компании в ОЭЗ, при этом сделают поправку на общую стоимость реализации продукции, проданной покупателям.
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Масштабы импортозамещения будут делиться на три уровня. Бизнес-планы, в которых уровень локализации составляет 60–100%, получат от экспертов три балла из трех возможных. За 30–59% импортозамещения дадут два балла, а при ниже 29% — один балл. Чтобы стать резидентом ОЭЗ, компаниям нужно будет набрать в целом 10–13 баллов в зависимости от типа экономической зоны, в которой они хотят работать.
Сейчас в методике для потенциальных резидентов ОЭЗ прописаны (.pdf) следующие критерии: соответствие бизнес-плана целям создания экономической зоны, степень финансовой устойчивости проекта (а именно возможностей по его финансированию с помощью собственных средств и кредитов), срок окупаемости, наличие необходимой инфраструктуры в ОЭЗ и уровень проработки маркетинговой стратегии (глубина анализа рынка сбыта, конкурентных преимуществ и механизма продвижения товаров). Есть и другие дополнительные критерии для каждого типа ОЭЗ в отдельности, например наличие стратегии, профессиональных кадров, успешного опыта у потенциального резидента.
Отвлечься от локализации
Рост ненефтегазового экспорта, на котором сосредоточилось правительство, невозможен без изменения отношения к импорту, говорил Орешкин. Инвесторы участвуют в глобальных цепочках добавленной стоимости, и им важно, насколько просто доставлять необходимые компоненты, подчеркнул министр. На первое место в мировой торговле выходит торговля промежуточными, а не конечными товарами, подчеркивал он. Минэкономразвития прорабатывает вопрос по учету участия потенциальных резидентов ОЭЗ в глобальной торговле, говорит представитель ведомства.
Импортозамещение «не нужно доводить до фанатизма», этот механизм работает в самом начале его внедрения, но в долгосрочной перспективе, как показывает мировая практика, приносит отрицательный результат, отмечает Остапкович из ВШЭ. «Чрезмерную зависимость» российских предприятий от импорта, и правда, надо минимизировать, соглашается он, но делать это «в пределах разумного». Не нужно пытаться заместить те производства, которые уже развиты в других странах, потому что, когда это произойдет, на Западе появится еще более эффективное оборудование, что заставит отечественные компании снова закупать технику за рубежом, объясняет эксперт. «И мы опять будем все время в роли догоняющих. Сейчас нужно концентрироваться на импортозамещении тех производств, которые будут актуальны в начале 2020-х годов: биотехнологии, фармацевтика, искусственный интеллект», — подчеркивает Остапкович.
Кто в России эффективен
Лучше всего в России работают ОЭЗ технико-внедренческого типа (их степень эффективности составляет 96% по итогам 2016 года), оценивало ранее Минэкономразвития, которое при своем анализе учитывает рентабельность вложений бюджетных средств в ОЭЗ, качество работы резидентов и органов управления экономической зоны. Эффективны также промышленно-производственные и портовые ОЭЗ, а вот качество работы туристско-рекреационных зон составляет всего 51%.