Как в войну в Куйбышеве запускали троллейбусы

09.11.2017 13:34 0

Как в войну в Куйбышеве запускали троллейбусы

Как в суровые военные годы куйбышевцам удалось запустить «рогатые» машины? Восстанавливаем события того времени вместе с сотрудниками Трамвайно-троллейбусного управления.
Миллионы пассажиров

Представить современную Самару без троллейбуса практически невозможно. Уже много лет он исправно доставляет горожан на работу, учебу или домой.
— Троллейбус — это значимая часть системы городского общественного транспорта наряду с автобусами, трамваями, метро, — говорит директор муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» Михаил Ефремов. — В прошлом году троллейбусами было перевезено 18 миллионов пассажиров, в этом — уже около 13 миллионов.
Конечно, в 40-х годах прошлого века объемы были не такими масштабными. Миллионного пассажира куйбышевский троллейбус перевез только в 1945 году. Но заслуги этого вида транспорта во время Великой Отечественной войны недооценить сложно.
Похож на большую черепаху
Обкатка нового для нашего города вида транспорта осуществлялась в нелегкое военное время. Первые машины доставили из Москвы в октябре 1941 года. 105 троллейбусов ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4 (их производили в Ярославле) образовали так называемую троллейбусную эвакобазу. Также в Куйбышев были эвакуированы поезда метрополитена. Обе эвакобазы охранялись ВОХРом — военизированной охраной.
Стоит отметить, что для самарского трамвая это было не самое лучшее время. Из-за отсутствия запасных частей и материалов, недостатка рабочих рук и сильного износа вагоны ремонтировали на скорую руку, но их все равно не хватало. Исправить положение должен был именно троллейбус. В феврале 1942 года городские власти решили использовать часть машин, наладив сообщение по двум линиям в старой части города и создать парк на 50 машин.
В июне по решению Куйбышевского горсовета началось строительство первой очереди контактной сети по маршруту от железнодорожного вокзала по улицам Льва Толстого и Куйбышева до площади Революции. Сложностей было много. Материалов не хватало. По трассе вместо металлических были установлены сдвоенные деревянные опоры. Вместо стального троса и семафорной проволоки для растяжки была использована железная проволока. Арматуру для линии изготовили завод имени Масленникова и вагоноремонтные мастерские трамвайного парка. Срок сдачи линии в эксплуатацию был установлен на 7 ноября 1942 года, и он был соблюден: 6 ноября по маршруту №1 был совершен первый рейс. За тридцать минут троллейбус довозил пассажиров до площади Революции. «Голубая машина, похожая на огромную черепаху на мягких рессорах, отправилась в первый путь», — так описывали исторический момент куйбышевские журналисты.
Движение троллейбусов прекращалось с наступлением сумерек из-за требований светомаскировки. Ставили на «ночлег» и ремонтировали машины прямо на площади у железнодорожного вокзала.
— Водителей готовили московские инструкторы, прибывшие вместе с эвакуированными троллейбусами, — рассказывает заведующая музеем
ТТУ Алевтина Новикова. — Мужчины были на войне, поэтому за руль сели женщины — лучшие водители трамваев.
Годы расцвета
С 1943 по 1945 год на линию могли выходить только один-два троллейбуса. При этом в 1944 году было перевезено 667,3 тысячи человек. В 1945 году у троллейбусов появился временный дом — гараж на улице Льва Толстого, напротив стадиона «Динамо». В конце 40-х годов на линию вышли два первых троллейбуса МТБ-82, вскоре парк пополнился еще семью машинами.
По-настоящему же бурное развитие троллейбуса в Куйбышеве началось в 50-60-е годы вместе с общим подъемом советской экономики. В то время в городе было открыто девять новых маршрутов. По темпам развития троллейбусной сети Куйбышев опережала только Москва.
Троллейбусная сеть в 50-е годы составляла 120 км. Для ее обслуживания с завода имени Урицкого в Куйбышев поступило сразу 175 новых
машин МТБ-82. От ЯТБ-2 они отличались большей вместительностью (65 мест вместо 50), надежностью, техническими параметрами (это были цельносварные металлические машины, в то время как «ярославцы» имели деревянные кузова).
В течение 1949 — 1956 годов было построено постоянное троллейбусное депо №1 на 50 машин в районе крытого рынка Ленинского района. В 60-е годы было построено депо №2, в 1978-м — депо №3.
Комментарии:
Сергей Кривин, НАЧАЛЬНИК ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ДЕПО №1:
• Троллейбус по сравнению с трамваем более универсален: он может маневрировать, объезжая дорожные препятствия. Современные машины очень комфортные, практически бесшумные, с плавным набором скорости и торможением. В нашем депо сегодня 80 машин. Не так давно мы получили 20 «Мегаполисов» с завода «ТролЗа». Несколько лет назад — минские троллейбусы. Все они оборудованы пандусами для маломобильных групп населения и получают самые высокие оценки пассажиров.
Сергей Василенко, ВОДИТЕЛЬ ТРОЛЛЕЙБУСА, УЧАСТНИК ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:
• Меня всегда привлекала романтика дороги, движения. В ТТУ я пришел в 2001 году, случайно узнав о наборе водителей на курсы. Пришел и остался. На работе и с супругой познакомился, она тоже водитель троллейбуса, сейчас в декретном отпуске. Получается, что ТТУ подарило мне не только работу, но и семью. Сначала сел за руль ЗиУ-9 — эти троллейбусы и сейчас ходят по городу. Хороший троллейбус, но современным машинам — низкопольным, бесшумным и удобным — конечно, проигрывает. Управлять новыми троллейбусами одно удовольствие.
Вера Баловнева, КОНДУКТОР:
• На троллейбусе я работаю уже 20 лет — с 1997 года. Время было сложное, меня сократили на работе, и я устроилась в ТТУ кондуктором. Думала, временно, а оказалось — надолго. В конце 90-х работать было непросто. Условия были средние, салон не отапливался. Натягивали на себя всю одежду, что была, а по троллейбусу летал снежок. Руки коченели. Сейчас машины комфортные, теплые, просторные. И люди стали добрее!
***
Протяженность троллейбусных линий в Самаре сейчас составляет 213,7 километра. Пассажиров перевозят 263 машины по 14 маршрутам. Обсуждается вопрос о пуске троллейбусов в динамично развивающиеся новые микрорайоны Самары. Стабильность троллейбусных перевозок обеспечивают около тысячи работников. Идет постепенное обновление подвижного состава. Пополнение последних лет — 37 белорусских машин и 20, произведенных на заводе «ТролЗа» в городе Энгельсе Саратовской области.

Источник

Предыдущая новость

Конец света 23 сентября: Кто и что предсказал Отопление в Москве осенью 2017: когда включат, график по адресам В Самаре прошли культурные акции к столетию революции Олег Тактаров встал на защиту Дмитрия Дюжева «Крылья» Андрея Тихонова подросли, стали больше выигрывать и меньше пропускать

Лента публикаций