Наученные Горьким. Публикации писателя в «Самарской газете». Часть третья

08.05.2018 10:21 3

Наученные Горьким. Публикации писателя в «Самарской газете». Часть третья

В 1895-1896 годах будущий классик Максим Горький трудился журналистом в «Самарской газете». Писал статьи, фельетоны, заметки, очерки, рассказы, подписывая их оригинальными псевдонимами. В честь его 150-летнего юбилея мы начали проект «Наученные Горьким»: в течение года знакомим читателей с самарскими публикациями нашего именитого коллеги.
Я очень доволен…
Третьего дня я был в театре и видел, как г. Дементьев воздавал по заслугам дьяволу - несокрушимому камню преткновения на пути человека к всяческой добродетели.
Г. Дементьев поставил себе благородную цель рассеять ореол романтизма и фантазии, издавна, и до 19 июля 1895 г., окружавший фигуру Мефистофеля, и г. Дементьев достиг своей цели, внушив, мне по крайней мере, - полное отвращение к чорту, Гете и Гуно.
Изображая созданнаго ими чорта, г. Дементьев действительно послал к чорту все традиции сцены, связанные с этой ролью.
Он наделил Мефистофеля голосом престарелаго бегемота, грацией голоднаго верблюда, и получилось нечто адски невероятное, не возбуждавшее в себе ни малейшаго интереса или доверия, ничего, кроме желания, чтобы этот Мефистофель скорее убирался в ад и больше никогда уже не вылезал оттуда….
Г. Дементьев ясно показывал публике, до чего плох и гадок лукавый, и если публика не убедилась в этом - г. Дементьев тут не при чем.
С экспрессией истиннаго таланта он создал из Мефистофеля нечто до такой степени оригинальное, что отбил, у меня по крайней мере, всякую охоту видеть в Мефистофеле вечно и надо всем иронизирующий ум, дьявольски тонкий и острый ум, отравленный ядом скептицизма.
Г. Дементьев на веки избавил меня от чар лукаваго и от иллюзий, связанных с именем его.
Я знаю теперь, что Мефистофель - большое, горластое, грубое и неуклюжее существо, которое и ходить-то по земле не умеет хорошенько.
Я презираю Мефистофеля и обязан этим г. Дементьеву! Покорнейше благодарю, г. Дементьев!
***
Мне также большое удовольствие доставил г. Южин, на протяжении всех пяти актов расхаживавший по сцене в костюме доктора Фауста…
Он делал скромные попытки петь и несколько раз предполагал изобразить публике драматизм своей роли, но он все-таки не решился сделать этого, как следовало. Такая скромность тоже заслуживает благодарности.

***

Валентин был невыгодным партнером для Мефистофеля и Фауста, сосредоточивая на себе все внимание и восхищение публики…
Артист до конца ногтей и, очевидно, добрый человек: он не хотел затушовывать своей фигурой товарищей по сцене и в то же время не мог не делать этого…
Тогда он придумал сократить им неинтересное для них существование на сцене и для этого по возможности стал сокращать свои партии.
Публика разошлась из театра, считая за ним арию «Бог Всесильный»…
Впрочем, г-ну Девойд сильно досталось в этот вечер… сначала он, «король Карл» сошел с ума и потом, превратясь в Валентина, был заколот Фаустом…
Он прекрасно умер - благородно, как солдат, и правдивее, как крупный артист.
Мне жаль его; пусть бы лучше умерли Мефистофель с Мартой и Фаустом, а он вместе с Маргаритой и Зибелем остался бы жить на радость публики…
Иегудиил Хламида
Пятница, 21 июля 1895 года, №155

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Филипп Киркоров нашёл своего родного брата Житель Самарской области оплатил долги по налогам, чтобы вернуть арестованную приставами «Приору» По версии журнала Forbes самым высокооплачиваемым музыкантом мира стал рэпер Дидди Ветхий дом у Иверского монастыря готовят к сносу Джессика Альба родила третьего ребёнка

Лента публикаций