Выработанные в жестких условиях пограничного существования навыки позволяли не только выжить, но и процветать всему сообществу запорожцев. Изучение тогдашнего быта, опыта разведопераций, тактики и стратегии ведения битв, обычаев и ритуалов, способов выживания может многое дать и современному бойцу.
Посвящение в «лыцари»
Не всякого принимали в ряды казаков: существовала целая система испытаний для кандидата. Это и владение телом, и знание оружия, и умение обращаться с конем, и, конечно же, способность выжить в экстремальных условиях. Пройти по жерди между скалами с завязанными глазами; сесть на неоседланного дикого лошака лицом к хвосту и проскакать по степи, вернувшись здоровым; дважды переплыть Днепр в районе порогов; не измениться в лице, когда с тебя кнутами сбивают шапку – это только несколько из известных этапов посвящения в казаки. На выдумку сечевики были богаты, так что знать, что именно придумают старшины для очередного претендента, было невозможно. Если юноша не справлялся с каким-то заданием, он был вынужден оставаться в недорослях еще год.
Гопак как боевое искусство
Практически в каждой культуре существует присущий только ей вид самообороны без оружия. И многие из этих видов оформлены в танец. Не обошла чаша сия и боевое искусство запорожцев. Украинский гопак – не что иное, как положенная на музыку тренировка бойцов. Все эти «дробушки», «чесанки», «штрыки» и «ляпасы» – названия приемов рукопашного боя. Немало впечатляют удары ногами в прыжке. «Пистоль» – удар ногой вбок, «щупак» – двумя ногами вперед, «разножка» – двумя ногами в обе стороны, «черт» – удар с поворотом в воздухе на 360 градусов – Ван Дамм обзавидуется. Тренировки происходили под задаваемый барабанный ритм, бойцов обучали правильно дышать, не расходовать понапрасну ресурсы организма, вместе с тем используя все доступные способы победить. Использование подручных средств как для защиты, так и для нападения породило другие виды борьбы. «Спасом» называлась борьба оборонительного характера, известна боевка «крест-накрест» – бой на палках. Интерес вызывает стиль «гойдок», использовавшийся для тайного проникновения в лагерь противника. Запорожец тенью следовал за часовым, повторяя все его движения, и нападал, только если его обнаружили. В противном случае, добравшись до нужной точки вместе с противником, исчезал по своим делам.
Подводные лодки
В Санкт-Петербурге в 1905 году вышла книга Н.И. Адамовича «Подводные лодки, их устройство и история». В ней автор упоминает иезуита Фурнье и историка Монжери, которые свидетельствуют о нападении запорожцев на османский флот из-под воды. Зная о технике затопления судов запорожцами и тайного их транспортирования в поле зрения противника, некоторые современные исследователи не исключают, что в качестве «подводных лодок» использовались обыкновенные казацкие «чайки». Усовершенствованная конструкция судна имела герметичный верх, сквозь бока которого были продеты весла, и двойное дно, наполненное балластом – предположительно, песком. Когда приходила пора всплыть, балласт сбрасывался, и судно появлялось на поверхности. В 1827 году Монжери писал о том, что нет сомнений в наличии подводного флота у славян. Что до Фурнье, то он посетил Константинополь еще в конце XVI века и оставил после себя записи, в которых говорится о нападениях славян на города и крепости турок. Автор пишет о том, что он не верил в подводные суда славян до тех пор, пока не поговорил с живыми свидетелями таких подводных набегов на османский берег.
Споры о том, как выглядели подводные лодки запорожских казаков, да и были ли они вообще, не утихают и в наше время. Единственным доказанным фактом считается тот, что казаки использовали суда как способ подобраться незамеченными к берегу противника, укрывшись под перевернутыми «чайками» как под куполами.
«Розгардияш»
Разнобой, бардак, хаотичные действия – вот, что обозначает это слово. Им же называлась тактика ведения боя в условиях, где невозможно поддерживать связь между разрозненными отрядами. В плавнях или дикой степи успешнее было нападение нескольких малочисленных ватаг, каждая из которых действовала по только ей известному плану. Общей стратегии не было, что помогало сохранить внезапность и непредсказуемость нападений. Такой малый отряд мог возглавить как любой из сечевиков, так и казак-зимовчак (иначе – зимовéнько), хуторянин, хозяйство которого обычно представляло собой небольшую крепость в плавнях.
«Кручена веремия»
Кутерьма, канитель – лучше и не определить изматывающую тактику комариных укусов, заставляющую противника нервничать и нести мелкие потери. Судно запорожцев появлялось то с одной стороны корабля противника, то с другой, казаки давали ружейный залп, не особо прицеливаясь, и тут же отплывали в зону недосягаемости. Это и называлось «крутить веремию». Другое название этого же действа – «шарпанина» (от слова «шарпать» – дергать, трепать). «Пошарпать бусурманина» было любимой забавой для опытных воинов и обкаткой характеров для молодых, необстрелянных бойцов. После полной деморализации врага казаки по сигналу подплывали к кораблю с измотанным экипажем и полностью истребляли оставшихся в живых. Подобная же тактика применялась и на суше с применением конных ватаг.
Вода, огонь и специфическое оружие
Исследователи быта запорожских казаков пишут, что если уж казак добрался до воды – он спасся. Уже давно стало притчей во языцех умение казаков затаиться на дне, используя для дыхания ножны или полую трубку тростника или камыша. Вода вообще была родной стихией для любого казака. Мальчиков с ранних лет тренировали переплывать бурные пороги, учили надолго задерживать дыхание, угадывать характер течения и вычислять броды и переправы.
Умело казаки обращались и со степным огнем: при благоприятном ветре и нужной диспозиции с нескольких сторон поджигалась степь, и враг оказывался в кольце огня, из которого можно было вырваться только в одном направлении, где, конечно, его поджидала засада. Ослепленный, обожженный и надышавшийся дыма противник был легкой добычей. Эта же тактика применялась в камышовых зарослях.
На месте раскопок запорожских зимовий и военных стоянок находят глиняные горшки с тонкими стенками. Готовить или хранить в них что-то нельзя. Историки предполагают, что казаки использовали их в качестве «живых бомб». Горшки наполняли пчелами, запечатывали и забрасывали на вражеские корабли. Тонкая керамика легко разбивалась, а разъяренные насекомые набрасывались на всех, кто оказывался рядом.
Чтобы обезопасить свои поселения от массовых набегов, запорожцы по границе своих земель возами разбрасывали «якорцы» – подобие птичьей лапы. Торчащие во все стороны шипы были опасны прежде всего для конницы. Поранившиеся о них лошади становились неуправляемыми, и сквозь усеянное якорцами поле могла прорваться лишь малая часть нападавших.
Психологическая атака
В народе ходили байки о том, что запорожцы – «вовкулаки», то есть оборотни. Немудрено: выдвигаясь на разведку, сечевики наряжались в волчьи шкуры; использовали волчий вой, чтобы напугать врага; нападали в ночи, на глазах превращаясь из серых теней волков в людей. Еще одним приемом было заманивание врага в болота и топи, которые казаки знали как свои пять пальцев. Когда противник оказывался по брюхо в болоте, из жирной жижи поднимались прятавшиеся под поверхностью бойцы. Как есть – черти. Деморализованный враг не оказывал серьезного сопротивления.
Выжить любой ценой
Нередко казаку случалось оказаться в глухой степи или бескрайних плавнях в одиночестве или малым отрядом без поддержки товарищей и в отрыве от лагеря. Но вопрос выживания остро не стоял. В отличие от наших избалованных современников, запорожец мог достаточно комфортно чувствовать себя в любых условиях. Будучи прекрасно обученными следопытами, казаки выслеживали и отлавливали дичь, а если таковой не наблюдалось, не брезговали ничем. В пищу шли лягушки, саранча, улитки. В норах степных грызунов добывали зерно, умели найти съедобные коренья и травы, знали способы обеззараживания воды.
* * *
Даже сегодня такие казаки могли бы оказаться полезными российской армии. Но, к сожалению, далеко не все люди, надевающие казачью форму, обладают всеми перечисленными выше навыками. А жаль.