В минувшие выходные в продюсерском центре StrelkaHall на Вилоновской, 30 стартовал фестиваль GameCon. Участникам предлагалось испытать свои силы и показать класс в старой доброй Battle City, которую в 90-х мы называли просто – «танчики». При упоминании этой игры у многих в голове до сих пор начинает звучать знаменитая мелодия из заставки. Помните ли вы бессонные ночи и крики родителей о том, что вы непременно испортите зрение? Оказалось, что это помнят многие самарцы, которые пришли на турнир. Аркаду Battle City разработала и издала японская компания Namco в 1985 году для приставки Famicom. В Америке эта игровая платформа выпускалась под названием Nintendo Entertainment System. Ну, а в России начала 90-х мы довольствовались ее китайскими клонами, которые называли «Денди». Странно думать, что, по сути, российские детишки и их родители играли в пиратскую версию «танчиков» на пиратской консоли, которую ведущий Сергей Супонев еще и с упоением рекламировал в телепередаче ««Денди — Новая реальность». Но тогда об этом никто не знал. Мы просто подключали приставки к стареньким ламповым телевизорам и в такой же ламповой атмосфере «рубились» в «танчики». Конечно, спустя четверть века игры сильно эволюционировали, но поностальгировать о былых денечках и вновь взять в руки джойстик от денди всегда приятно. Турнир начался в субботу, 11 ноября, в 17:00. Изображение транслировали через проектор на большой экран – готов поспорить, вот так в детстве довелось поиграть немногим. Я первым взял в руки джойстик. Спустя годы держать геймпад от денди, должен признать, было весьма неудобно. Все-таки эволюционировали не только игры, но и сами игровые устройства, а потому к прямоугольному джойстику денди пришлось привыкать заново и делать это быстро. Ведь участнику турнира давалась всего лишь одна попытка – без тренировочных матчей. Правила игры просты, необходимо на каждом уровне уничтожать все танки противника и защищать свой штаб. Потерял все жизни – конец игры, противник попал снарядом в штаб – game over. Победит тот, кто наберет больше всего очков – результаты участников организаторы GameCon записывали на доске.
Первые уровни дались мне легко – знай себе простреливай в стенах коридорчики да выцеливай в них супостатов, не забывая собирать полезные бонусы для своего железного монстра. Но чем дальше, тем сложнее. Лабиринты уровней становятся все изощреннее, появляются препятствия в виде воды или кустов. К 7 уровню я «прокачал» свой танк по полной, и все пошло как по маслу. Я уничтожал противника играючи, хохотал над примитивным искусственным интеллектом и… стал жертвой собственной гордыни. Зачистив очередной уровень, я случайно подстрелил собственный штаб. Надпись game over, результат в 28 тысяч очков, горечь поражения и минута самокритики. Вот такие эмоции способна подарить, казалось бы, простенькая аркада из прошлого века даже сегодня. За два следующих часа после меня в турнире выступили многие ребята. Кто-то набрал всего 2-3 тысячи очков, кто-то 50-70 тысяч. В итоге победителем стал молодой парень Тимур Галимов, набравший 153600 очков! Участники турнира засомневались: а человек ли он вообще? Парень получил в подарок любимую приставку и теперь может совершенствовать свое мастерство в компании друзей. Следующий турнир состоится в эту субботу, 18 ноября. Всем желающим предлагается пострелять в пришельцев еще в одной классической аркаде - «Галактика». А пока давайте вспомним еще несколько культовых игр, в которые мы играли на денди в детстве.
Тетрис Удивительно, но эту головоломку придумали и написали не в Японии или Америке, а два советских программиста Алексей Пажитнов (алгоритм) и Вадим Герасимов (код) в 1984 году. Игрокам нужно было выстраивать в ряды случайные падающие фигурки тетрамино и получать очки. Ряд, выстроенный без пробелов, исчезал. Если фигурки заполняли все поле и уже не могли уместиться – конец. Эта головоломка получила бешеную популярность во всем мире. Игра выпускалась на всевозможных игровых платформах и других устройствах. Тетрис стал настоящим пластом культуры 90-х. В те времена даже была выпущена портативная игровая консоль Brick game, которую в народе называли «тетрисом». И, разумеется, особую популярность эта игра имела у владельцев денди.
Утки Еще одной популярной игрой на рассвете консоли денди в России был тир для светового пистолета – Duck Hunt. Мы назвали его «утками». Игроку нужно было стрелять в пернатых и зарабатывать очки. Расстрелял весь боезапас и не попал в уток – конец игры. По сюжету птичек заставляла взлетать безымянная охотничья собака. При попадании лучший друг человека победно высовывался из травы с добычей, при промахе — ехидно смеялся. Надо ли говорить, что в детстве все мы мечтали пристрелить эту наглую псину? Также очень популярными были аналогичные тиры, где нужно было стрелять по тарелкам, ковбоям, бандитам.
Супербратья Марио Вопреки всем законам логики, платформер про приключения усатых итальянских водопроводчиков в грибном королевстве мгновенно захватил умы ребятишек 90-х. В 1985 году эту игру выпустила фирма Нинтендо. Марио и его брат Луиджи стали настоящими талисманами игровой консоли. Наверняка многие знают, что впервые персонаж Марио появился в платформере Donkey Kong 1981 года выпуска. Правда, тогда он был безымянным усачом, да и по профессии плотником. Лишь позже пузатый итальянец сменил место работы, став водопроводчиком, а заодно и обзавелся именем Марио. Но в подробности его трудовой карьеры мы углубляться не будем. Скажу лишь, что игра была про то, как усатые мужики спасали принцессу от дракона и давили своими упитанными тушками всякую живность вроде черепашек. Попутно Марио употреблял в пищу грибы, что сказывалось на его состоянии и способностях. Со стороны все это, должно быть, звучит очень подозрительно, особенно для сотрудников наркополиции. Но игра на самом деле была безобидным платформером и подарила многим детям в 90-х бесконечные часы счастья и приключений. Конечно, можно вспомнить много других игр на денди, например, боевик Contra, платформер про Чипа и Дейла или Черного плаща. Но они вышли уже позже, а вот вышеперечисленные были в числе первых игр, в которые мы играли на денди.